Net-Skop. Интернет обзор.


Судостроителей накрыло волной тревожных слухов

Находкинский судоремонтный завод, работавший стабильно, внезапно сменил руководство. «Правда ли, что НСРЗ превратят в порт?!»

Когда на каком-либо предприятии провал следует за провалом, то смена руководства выглядит вполне логичной. Однако Находкинский судоремонтный завод, напротив, отличался стабильной работой и производственными успехами. Но предприятие лихорадит. Дело в том, что в октябре неожиданно и без особых объяснений на предприятии сменился генеральный директор. Чем чревата смена руководства завода, где выполняется государственный оборонный заказ, и строятся корабли, разбирался репортер издания «Новая газета во Владивостоке» Виктор Булавинцев.

Спасение утопающих

Находкинский судоремонтный завод (далее - НСРЗ) - исторически одно из первых в городе предприятий, основанных в начале 50-х годов прошлого века. За шестьдесят лет завод пережил приватизацию и уцелел в ней, устоял в нескольких попытках рейдерских атак. Во времена забвения судостроения НСРЗ смог оперативно модернизировать направление производства металлоконструкций и принять активное участие в строительстве объектов саммита АТЭС и других проектах по развитию ДВФО - на том пережили времена упадка. А в это время планомерно прекращали деятельность сперва Владивостокский СРЗ, затем Первомайский, Славянский и, наконец, Дальзавод - не говоря о более мелких оборонных «номерных» заводах во Владивостоке и по всему побережью. Остались в строю большекаменская «Звезда» благодаря поддержке государства да худо-бедно работающий находкинский «Приморский завод» с небольшим подразделением СК ПЗ. Остальные судоремонтные предприятия были развалены, распроданы и перепрофилированы под одну и ту же «жалостливую песню», что судоремонт на российском Дальнем Востоке убыточен, с китайскими и корейскими компаниями конкурировать невозможно. На НСРЗ, видимо, с хоровым пением были проблемы. Оказывается, руководство предприятия все время продолжало работать по предназначению: выполнять гособоронзаказ по ремонту кораблей и даже продемонстрировало, что судостроение сегодня - это реальность, спустив на воду первый танкер для «Роснефти» прошлым летом. Казалось бы, менеджменту Андрея Чижа (уже бывшего генерального директора НСРЗ. - Ред.) удалось в последние годы закрепить предприятие на стабильном уровне, с поддержкой властей...

Но, как водится, недолго музыка играла. Почти месяц назад в местном информагентстве появилась информация о смене руководства НСРЗ: гендиректора Андрея Чижа «ушли по-тихому», а место его занял приезжий менеджер Роман Чайкун. И все бы ничего: сменили и сменили - бывает, главное, что зарплата на заводе выдается всегда вовремя. Да только в кулуарах стали появляться странные слухи: «Правда ли, что НСРЗ превратят в порт?!»

Лакомый кусок

В современном мире все имеет свою цену. Рыночную. Большую или меньшую - зависит от спроса и предложения. И если в 2008-2009 годах у рейдеров из компании Александра Волкова «Саско-стокс» были цели захвата завода для перепрофилирования его в порт, то теперь НСРЗ представляет собой куда более весомый актив. Участок металлообработки, к примеру, в оборудование которого вложены валютные миллионы, сможет долго работать у любых хозяев. Но сохранение всей холдинговой структуры с полным производственным циклом, выстроенным Евгением и Андреем Чижами, руководившими НСРЗ более 30 лет, где сын сменил «у штурвала» отца, сейчас может оказаться под вопросом. А главное - люди, уникальный коллектив НСРЗ, который вновь, как в прошедший кризис, может оказаться не у дел, если новый менеджмент поставит цель перепрофилирования предприятия или просто не справится с управлением.

А подозрения такие есть. Потому что смена руководства произошла внезапно и на фоне отнюдь неплохих экономических показателей. Ведь завод успешно работал, готов был и наращивать портфель заказов, включая гособоронзаказ. Какой был смысл менять Андрея Чижа с его многолетним опытом работы в сфере именно судоремонта и судостроения на молодого менеджера, в этой отрасли ничем себя не зарекомендовавшего? Ведь Роман Чайкун, как и Андрей Чиж, что называется, «сын своего отца», работавший в отцовском бизнесе. Вот только бизнес у них был разный: у Евгения Чижа - это НСРЗ, где прошла его трудовая жизнь, и его сын вырос вместе с заводом, а у Сергея Чайкуна - это фирма «Интернэшнл Ойл Компании» в бермудском офшоре, занимавшаяся бункеровкой судов и торговлей нефтепродуктами, портовым обслуживанием, но не судоремонтом и уж тем более не судостроением. И тут вновь становится актуальным вопрос: а не хотят ли новые управленцы «упростить» свою задачу, свернув сложное, хлопотное производство, заменив его знакомым стивидорным бизнесом? У НСРЗ полтора километра причалов, две трети из которых капитально отремонтированы, плюс инфраструктура: железнодорожные и автомобильные подъездные пути, краны, ангары - все, что надо для небольшого порта.

За кулисами событий

Как удалось выяснить, за сменой гендиректора чередой последовали и увольнения топ-менеджеров как административного звена, так и производственного. Массово покинули свои должности и начальники отделов. Главный бухгалтер и главный инженер завода пока остаются в штате. Но в прогнозах относительно дальнейшей судьбы завода и своей собственной главный инженер Сергей Ульянов весьма сдержан:

- В данный момент я остаюсь главным инженером, но отнюдь не уверен, что буду им завтра. Новый гендиректор однозначно выстраивает свою команду, которая декларирует, что все производственные проекты будут работать, а приоритеты остаются неизменными, но, как скажется смена менеджмента на производстве, я поручиться не могу. Пока завод работает в своем обычном режиме, и мне не хотелось бы подогревать тревожные слухи. Я надеюсь на стабильную работу предприятия...

И профсоюзный лидер ОАО «НСРЗ» Виктор Анчугов на данный момент не усматривает в ситуации опасности:

- Произошла смена генерального директора, некоторых лиц высшего руководящего звена, но в целом производственный процесс предприятия не нарушен, а насколько компетентны окажутся новые руководители - судить пока рано, время должно пройти. Завод работает на сегодняшний день стабильно, - сообщил Виктор Кузьмич.

Собственно, компетенция нового топ-менеджмента в вопросах производства и вызывает большие сомнения. Тон переменам на НСРЗ задает сейчас Владимир Колесниченко - советник гендиректора по экономической безопасности, в прошлом - заместитель начальника ГУВД Находки по службе криминальной милиции. В деловых кругах Находки бытует мнение этого советника, что кадровые рокировки на заводе оправданны, так как прежний менеджмент во главе с Чижом проворовался. Тогда, по-видимому, за этой историей должна последовать серия дел и разбирательств относительно «прежних» руководителей?

Помимо главного советника-силовика интересна личность Романа Чайкуна: выпускник российско-американского факультета ДВГУ, делавший бизнес в Сингапуре с видом на жительство в этом городе-республике, вдруг возглавил завод, занятый в гособоронзаказе, - что уже странно для России с ее «режимными строгостями» и контролем спецслужб.

Размышления на тему

Если же все-таки слухи окажутся правдой и через несколько месяцев новый менеджмент НСРЗ начнет процесс перепрофилирования, то как будет решаться вопрос с рядовыми работниками завода? Сейчас на заводе трудится более тысячи человек. Больше половины - высококвалифицированные спецы, а четверть - просто уникальные, навыки и умения которых неоценимы. Не нужно быть экспертом, чтобы понимать: портовая деятельность не требует такого числа людей. Куда же в таком случае пойдут судостроители и судоремонтники с Находкинского судоремонтного завода? Но пока всех все устраивает, завод работает, и у властей нет поводов для беспокойства» - отмечает автор.

24 May 2019 12:26:00

Внутрироссийские санкции. Материковый бизнес «съедает» крымский | Севастополь

Внутрироссийские санкции. Материковый бизнес съедает крымский Севастополь РИА ФедералПресс это по-прежнему обособленный регион, куда не заходят крупные российские предприятия, а местный бизнес поставлен фактически в условия ...
22 May 2019 15:13:00

Совет директоров ПАО «НМТП» рекомендовал направить на дивиденды 98% чистой прибыли за 2018 год

Совет директоров ПАО НМТП рекомендовал направить на дивиденды 98% чистой прибыли за 2018 год PortNews Совет директоров ПАО Новороссийский морской торговый порт (ПАО НМТП ), в который входят представители контролирующего акционера - ПАО ...
21 May 2019 20:05:05

Предприниматели Севастополя и Крыма рассказали Москве о наболевшем - ForPost

Предприниматели Севастополя и Крыма рассказали Москве о наболевшем ForPost - Севастополь новости Неспособность конкурировать с материковыми коллегами, отсутствие нормальных банковских инструментов и сырья для производства, удушающее ...
20 May 2019 12:41:06

НМТП нарастил оборот

НМТП нарастил оборот SeaNews Консолидированный грузооборот компаний группы НМТП по итогам первого квартала этого года составил 35,9 млн тонн, это больше, чем было ...
19 May 2019 17:43:35

открыли движение по авторазвязкe на участке Сухумского шоссе в районе ОАО «НСРЗ» и юго-восточного грузового района порта Новороссийск.

открыли движение по авторазвязкe на участке Сухумского шоссе в районе ОАО НСРЗ и юго-восточного грузового района порта Новороссийск. http: ngnovoros.ru Пока движение здесь запущено в тестовом режиме: открыто две полосы из четырех. В Новороссийске на Сухумском шоссе завершены работы по ...
17 May 2019 10:12:05

Грузооборот Группы НМТП за первый квартал 2019 года вырос на 2,7%

Грузооборот Группы НМТП за первый квартал 2019 года вырос на 2,7% Коммерсантъ Консолидированный грузооборот Группы НМТП за первый квартал 2019 года вырос относительно аналогичного периода прошлого года на 2,7% и ...

Keywords:



0 0

Net-Skop. Интернет обзор. © Net-Skop team