Net-Skop. Интернет обзор.


Филолог: русский язык умирает

31 мая российские школьники сдают ЕГЭ по русскому языку. О том, как за час существования единого госэкзамена изменилась речь и мышление абитуриентов, «МН» рассказал профессор ВГИКа филолог Валерий Мильдон, тот, что уже навалом лет принимает вступительные экзамены по литературе и русскому языку в тот самый вуз.

- За то время, что вы принимаете ЕГЭ вместо обычного экзамена, свойство поступающих очень изменилось?

- Изменилось крайне здорово и только в худшую сторону, хорошие ответы стали попадаться очень редко. Всяческий мировой отклик в текущее время воспринимается как праздник, как незаслуженный дар. Что плохо? Сильно плохая речь. Во-первых, речь вообще воспрещено дать оценку по результатам ЕГЭ. А во-вторых, те, кто приходит и сдает устный экзамен по русской литературе (по условиям ЕГЭ позволительно выбирать), шибко скверно говорят. Ужасно бедный словарный запас. Примитивные интонации. Мужчина потому что не без затей говорит, он интонирует, в интонации нередко не меньше смысла, чем в самих словах. Это все удручающе плохо.

- То есть основная задача в том, что они не могут точь-в-точь высказать мысль?

- Чтобы выказать мысль, ее в первую очередь нужно иметь. Да, весьма бедный лексический запас, но оттого что это косвенное подтверждение того, что и умственный припас небогат. Когда они начинают комментировать классические произведения, то я слышу то, что не разрешено наречь анализом. Люди не могут ничего привосокупить от себя. Они же приходят в творческий вуз, предполагается, что у них есть хоть какое-то воображение, способность хоть что-то додумать, вылезти за установленное давным-давно.

- Вы думаете, что в этом повинна аккурат организация ЕГЭ или учебное заведение в целом?

- Школа виновата только частично. В текущий момент потому как и объемы литературы уменьшились. Мне приходилось полно раз об этом говорить, и в «Литературной газете» я об этом писал. Но это все как об стенку горох. Это печатается, проговаривается, но те люди, от которых все зависит, они ничего не делают: они слушают, но поступают по-своему. Что же до ЕГЭ, то мне кажется, не необходимо придумывать лишних сущностей. Те способы экзаменования, которые существовали прежде, очень хороши. Если я с вами беседую, я могу выяснить, можете вы вообще что-то в творческом вузе работать или не можете. Если вы делаете 30-40 ошибок в сочинении, это свидетельствует не только о том, что передо мной джентльмен неграмотный, это говорит о том, что в мозгах что-то происходит.

- А что как раз происходит? Какие процессы кажутся вам наиболее опасными?

- В первую очередность абитуриенты самое малое читают. Но это не беда, то есть это беда, но поправимая. Вследствие того что что в институте научат, подправят. А вот настоящая скорбь в том, что стало сужаться то, чему нельзя научить, - поле индивидуального воображения. Да, и оно развиваемо, как мелодический слух, но для этого надобно обладать какие-нибудь задатки. Многие же из тех, кто к нам приходит, этого не имеют, и потому как их нереально ничему научить.

- Существуют ли для вас некие речевые индикаторы, по которым вы понимаете, что перед вами именно таковый пессимистичный человек?

- Нет, это все-таки не какие-то отдельные слова, я более того готов извинить корявость речи, этому не возбраняется обучить с помощью упражнений. Да, он не будет выдающимся оратором, но позже его речи не возникнет желания больше не жить. Для меня неспокойный знак звучит, когда дядя не способен ничего прибавить от себя. Вечно же разрешено углядеть в художественном произведении то, чего раньше не видел никто. Раньше студенты могли такое сказать, чего мне на интеллект ни при каких обстоятельствах не приходило, и, размышляя над сказанным ими, я эти соображения даже включал следом в свои книги. Сегодня это исчезло. Они уже не говорят ничего такого, что бы меня изумило.

- А если ЕГЭ отменить, это может вернуться?

- ЕГЭ не надо было принимать. Не знаю, будет ли лучше. Занятие ибо не только в ЕГЭ, его наличие - следствие некоего общего процесса, который я называю (разумеется, не я один) депрофессионализацией на всех уровнях - врачей, шахтеров, учителей, чиновников и т.д. Это началось не ныне и не вчера. Жесткая централизация власти постоянно ведет к усилению бюрократии и автоматически - к замаскированному хаосу в управлении всеми социальными подразделениями. В советскую эпоху добавилась идеология, её стали выбирать профессии, специальность начала умирать. В всамделишный миг мы находимся в стадии агонии. Если она продолжится... Я отказываюсь вообразить, к чему это приведет. Напасть современного образования - бюрократизация, образование формализуется, однообразится. А ведь оно должно - в этом его главная задача, его содержание - взращивать заинтересованность к своему, собственному образу мира (отсюда и само словечко - образ-ование), и так как мы все люди разные, то и эти образы должны быть разными. Оно должно поощрять разнообразие, а не удушать его.

- Что нужно поменять в системе образования, чтобы эта способность к творчеству вернулась?

- Если у вас болен организм, бессмысленно врачевать палец. Запрещено совершить что-то одно, чтобы речь стала лучше и фантазерство появилось. Надо изменить всю систему управления нашим несчастным отечеством.

- Кстати, об управлении. А как у наших чиновников (разных уровней) с воображением?

- Я думаю, оно безусловно нулевое. Я слышу их речь, слышу их доводы, их сравнения... Правда, тут я оговорюсь: я вообще их нечасто слушаю, в силу того что что это, знаете, для очень сильных духом. А главное, что они неправды невпроворот говорят. Да, они перестали произносить по бумаге, у них достаточно свободная речь, но содержание очень бедное. Для них слова служат средством не выложить что-то воистину важное, а укрыть что-то впрямь важное. Это они делают хорошо.

- Есть ли сейчас сферы, которые разрешается было бы окрестить образцовыми в плане речи? На которые те же студенты могли бы равняться.

- Есть отдельные люди, но сферы - нет. Мне, по крайней мере, такие образцы неизвестны. Даже театр перестал реализовывать эту функцию. Я в одно прекрасное время ехал в машине со своим студентом, он сказал, что ему некогда уяснять текст и предложил послушать на диске «Старосветских помещиков» Гоголя. Сквозь немного минут я попросил отключить - очень плохое чтение. И это актер, человек, который работает со словом! Весь толк рассказа исчез.

- Окончательно у вас пессимистичный взгляд. Неужто никаких проблесков?

- Я утешаю себя тем, что существование больше тех мнений, которые мы о ней имеем. Я допускаю, что мой пессимизм объясняется тем, что я чего-то не знаю. Вот сейчас будут экзамены, может быть, попадутся хорошие ответы... А вы знаете, что ещё важно, любопытно? Студенты, абитуриенты без малого перестали обучать наизусть. Я им говорю: «Почему я вам читаю наизусть, а вы мне нет? Что за дискриминация?» Ведь выучить наизусть - это в известной мере определить внутри себя какой-то заслон скверный речи. Вирши удержат, стихи не позволят нацарапать словорассказ про то, что обозначает это слово. «апогей» с двумя «п». Да, они не предохранят, но они заставят как-то задуматься. Чем больше я знаю стихов наизусть, тем меньше возможностей для скверный речи.

19 Jul 2018 18:31:07

This RSS feed URL is deprecated

This RSS feed URL is deprecated, please update. New URLs can be found in the footers at https: news.google.com news
19 Jul 2018 11:19:00

Новосибирский школьник судится из-за результатов ЕГЭ

ИА REGNUM Новосибирский школьник судится из-за результатов ЕГЭ ИА REGNUM Новосибирск, 19 июля 2018, 11:19 REGNUM Выпускник гимназии 4 Новосибирска Артём Веселов через суд оспаривает результаты единого государственного экзамена ( ЕГЭ ). Юноша подал иск к министерству образования он считает, что ему несправедливо занизили балл по ...
19 Jul 2018 11:13:22

Удаление с ЕГЭ не помешало брянским школьникам получить аттестат

БрянскНовости.RU Удаление с ЕГЭ не помешало брянским школьникам получить аттестат БрянскНовости.RU В основную волну ЕГЭ -2018 в Брянской области семь участников итогового тестирования уличили в нарушениях: у четверых обнаружились мобильные телефоны, еще трое взяли на экзамен шпаргалки. Нарушителей удалили с экзамена, однако на получении аттестатов эти ... Регистрация на дополнительный период сдачи ЕГЭ завершится 20 августа
19 Jul 2018 11:11:14

Итоги заключительных экзаменов по ЕГЭ - «Ключъ»

Ключъ - Фрязино (пресс-релиз) Итоги заключительных экзаменов по ЕГЭ Ключъ - Фрязино (пресс-релиз) Ученики почти каждой из фрязинских школ положили в копилки своих альма-матер заслуженные 100 балльные награды за испытания на ЕГЭ . Максимальный балл по русскому языку получили трое, столько же по литературе и один по истории. В первой школе два победителя, ...
19 Jul 2018 10:52:48

В Татарстане увеличилось количество нарушений во время проведения ОГЭ и ЕГЭ

В Татарстане увеличилось количество нарушений во время проведения ОГЭ и ЕГЭ Вечерняя Казань Один из них произошел на ЕГЭ по профильной математике в казанской гимназии 8, остальные в Нижнекамске, Нурлате и Дрожжановском районе. Как следует из материалов, опубликованных на сайте минобра, кто-то из школьников выложил свои задания по физике в Интернете. А ...
18 Jul 2018 20:07:58

Работы уральских выпускников, получивших ноль баллов за ЕГЭ ...

URA.Ru Работы уральских выпускников, получивших ноль баллов за ЕГЭ ... URA.Ru Скандал с нулевыми баллами за творческую часть Единого госэкзамена (ЕГЭ) по английскому языку выпускников школ Свердловской области получил ... Сдают не только школьники: 49-летняя тюменка наравне с подростками написала ЕГЭ После английского скандала на ЕГЭ нулевые эссе свердловчан перепроверят Умные сладкоежки: Два выпускника провалили ЕГЭ из-за шоколадки со встроенным интернетом -

Keywords:




Net-Skop. Интернет обзор. © Net-Skop team