Net-Skop. Интернет обзор.


Эпидемия запретов дошла до российской культуры

В Петербурге отменили моноспектакль по набоковской "Лолите" - в XXI веке, когда казалось, что все обвинения в безнравственности с классического русско-американского романа давным-давно сняты. И все-таки так не казалось группе петербургских казаков, которые написали жалобу в музей, где должно было произойти представление.
Послание казаков-антинабоковцев появилось на сайте Piter.TV, при всем при том всеобщее внимательность привлекло вслед за тем того, как его разместил в своем блоге Марат Гельман - истинно ли галерист так внимательно мониторит питерские городские сайты, осталось загадкой. Авторы письма демонстрируют начитанность ("Все мы знаем, о чем писал В. В. Набоков в этой книге..."), нехай и негативную ("...оскорбив всех порядочных людей"), соединяя литературно-критические высказывания с пересказом произведения, тот, что другой раз требуется на филфаковских экзаменах ("И цинизм книги в том, что автор детально и нарочито растянуто описывает сам ход своего греха. Он делает половой акт с двенадцатилетней девочкой немного раз по ходу сочинения" - выделение полужирным, очевидно, символизирует черную душу Набокова).
Тем из порядочных людей, кто ещё почему-то мало возмущен, казаки напоминают, что автор моноспектакля Леонид Мозговой "не побоялся сыграть Гитлера в качестве положительного персонажа" - фильмы своего земляка Александра Сокурова ("известного пропагандиста содомии", так в письме) питерцы смотрят в обязательном порядке, более того если они казаки. В конце письма подписанты напоминают, что политработа педофилии в городе запрещена, и хотя набоковская "Лолита" в дополнительной рекламе давнехонько уже не нуждается, казаки утверждают, что под закон должен угодить и спектакль.
Несмотря на то, что ничего конкретного казаки не требовали, намек был понят, и спектакль отменили. Причем казаки обращались не к той совести - руководство галереи "Эрарта" было готово его проводить, однако Мозговой и организаторы спектакля пошли на попятный. "С быдлом не разрешено спорить, с быдлом, говорящим такое про Сокурова и Набокова, в 1917 году уже поспорили", - заявил Мозговой, по традиции чувствительных петербуржцев не к месту поминая захват Зимнего.
Конечно, в этой истории полно сомнительного. Во-первых, неясно, кто такие и что такое сами питерские казаки - обитатели города их тяжело-звонкого скаканья по потрясенной мостовой отродясь не слышали, а пытливые журналисты "Фонтанки.Ру" не смогли найти ни одного из подписантов в бешметах (помимо пятерых служивых, подписи поставила и малохольная интеллигентская часть общества - три студента и два учителя начальных классов). Подозрительной показалась и персона организатора "провокационного сценария под видом искусства" Артема Суслова, которого казаки называют неоднократно судимым наркоманом, а журналисты - оппозиционным поэтом. По мнению первых, Суслов известен "содомией, антицерковными акциями", по мнению вторых - "бурной фантазией": "то его как лидера движения 'Поп-революция' избивают неизвестные, то он подает иск к 'Евровидению', то проводит пикеты в поддержку 'Викиликс'". По иному говоря, "Фонтанка" намекает, что сообщение казаков может попасть самопиаром и выдумкой.
Укрепляет в этой мысли и следующее проявление подпольных борцов за нравственность. Стоило Гельману черкануть в посте про Мозгового "я вот думаю, как же Эрмитаж братьев Чепмен откроет, по сравнению с Набоковым это истинный АД", как вот и оно: то же Piter.TV получило новое письмо от некоего Дениса Горчина, выступающего от имени казаков. В нем они поощряют Мозгового ("видимо сквозь несколько лет после этого греховной картины к нему пришло понятие чести и нравственности, и ему это зачтется"), извиняются перед Сокуровым ("...не хотели оскорбить - что мы можем поделать, если в его фильме 'Отец и сын' сцена гомосексуального инцеста?") и требуют новой культурной крови - аннулировать эрмитажную привозную выставку "Конец веселья", то есть тот самый-самый гельмановский "реальный АД".
На самом деле, не так важно, что из себя представляет питерская полиция нравов с шашками - фантом для создания скандала, группу малограмотных и не совершенно здоровых людей ("Высказавшись об организаторе, что он садомит, мы не хотели его оскорбить, мы высказали о нём правду, нам известно, что он сам распростроняет порнографию в интернете, пишет и распростроняет порно рассказы о несовершеннолетних, это есть на его сайте", - оцените орфографию и синтаксис) или троллей наподобие их земляков из КПЛО. Важно, что российская земля до такой степени удобрена абсурдом, что в ней прорастает любое семя: казак запретил "Лолиту", провокатор прославился, безумец заразил здоровых, тролль собрал лулзы.
Зачем так? Начнем с того, что Питер лихорадит весь год. Во-первых, там запретили пропаганду гомосексуализма и педофилии несовершеннолетним, самое резонансное следствие из чего - вызов Мадонны в районный питерский суд по иску о компенсации на сумму в 333 миллиона рублей (меньше, чем эта полусатанинская сумма, питерские пуристы стребовать не смогли). Следом этого запретительные инициативы в Петербурге посыпались, как штукатурка с домов на Невском: воспретить пропаганду насилия над животными, запретить "пассивную эвтаназию", а еще аборты, а еще лучше немедленно секс, и не только в клубах, но и дома тоже, если ночью и громко, да в сопровождении топота котов. И хотя в "Лолите" коты ходят тихо, отмена спектакля "как бы чего не вышло" уже выглядит не трусостью, а здравомыслием.
Волна запретов в 2012 году прокатилась и по всей российской культуре. Больше всего, как обычно, повезло Гельману, дежурно олицетворяющему порок. В Новосибирске несколько раз лишалась площадки его экспозиция "Родина". В Краснодаре и "Родина", и другая гельмановская выставка, "Icons" спровоцировали акции протеста с применением хоругвей, серпов-молотов, папах, плакатов и постных лиц. Выставки, частично основанные на переосмыслении религиозной символики, возмутили чувствительных верующих еще до открытия, не успев даже толком осквернить кубанской земли. Супротив официально выступили и епархии РПЦ, заявив, что Марат Гельман "для современного Русского Православия является своего рода отрицательным отмером" и несет с собой "зло, разрушение и растление души". Казаки - не фантомные, хоть и чудно выглядящие - приходили к Гельману и на "Винзавод": московскую нравственность оскорбила выставка "Духовная брань" про процесс над Pussy Riot.
Богохульников и кощунниц изгоняли и с театральных подмостков. В Ростове-на-Дону группа верующих нажаловалась на гастролирующую рок-оперу "Иисус Христос - суперзвезда", которая якобы противоречит духу христианства - впрочем, и не якобы тоже. С этим, правда, парадоксально не согласилась местная прокуратура, отметившая, что опера "признана классикой рок-музыки" - мол, Марк и Матфей, утритесь. Чес создателей "Гражданина поэта" по домам культуры, до того же триумфальный, сколь и бесконечный, споткнулся о Петербург, стоило только Быкову с Ефремовым окрестить концерт "Граждане бесы". Официально не подтверждено, но Ксения Собчак рассказывала, что как раз заглавные бесы визгом жалобным и воем напугали Смольный.
Православные пытались запретить Большому театру "Золотого петушка", причем и тут не обошлось без казаков: якобы режиссер Кирилл Серебренников вывел их на сцену с карикатурами на иконы. Пострадал Огромный и от закона о защите детей от вредной информации: как обнаружил блогер Андрей Мальгин, опера "Евгений Онегин" получила рейтинг "для детей от 12 лет", балет "Щелкунчик" - "от 6 лет" (Мальгин же заметил, что баритону Дмитрию Хворостовскому ГКД присвоил рейтинг 12+, а чуток менее голосистому Стасу Михайлову - "без ограничений"). Наконец, Петербургская филармония присвоила рейтинг 16+ концерту из произведений Рахманинова. По блогам разошлось пояснение музыкантов: "Многие кульминации полностью имеют сексуальный подтекст".
Все это может показаться лишь смешным, однако это и должно настораживать. Культурные институции и раньше подвергались цензуре и запретам в РФ, однако ни процесс над "Запретным искусством", ни фатум Авдея Тер-Оганьяна или группы "Война" ни в жизнь не выглядела курьезом, нимало наоборот. Исходы этих процессов находились в центре общественного внимания, масса экспертов солидно высказывались о том, где заканчиваются границы искусства, не возбраняется ли судить за художественное высказывание, отчего традиция антиповедения заслуживает уважения, а не порицания, и так далее. Сейчас, когда вводится уголовное возмездие за святотатство, принимается твердый закон о гостайне, а котский топ звучит, как шаги Командора, на атакование на культуру легко не остается места в новостных лентах, журналах и головах. Потому это попадает в рубрику "дикости": казаки против Набокова, православные против Гельмана, Кафка против оперы "Золотой петушок". Какие катастрофические изменения могут проистекать в глубине культурного поля, недоступной журналистам и блогерам, тяжко и вообразить.
Есть и еще единственный аспект. Все действенные запретительные меры касаются по большей части частной инициативы. Понятно, что ни "Золотого петушка" в Большом театре, ни братьев Чепменов в Эрмитаже не дадут в обиду - государственные организации и бюджетные монеты служат достаточной гарантией безопасности. А раз в то же время с этим всякий спектакль разрешается будет отменить по неграмотной кляузе от неуловимого казака, не стоит удивляться, когда как черт из табакерки негосударственной культуры в России не останется.

19 Sep 2018 13:57:52

This RSS feed URL is deprecated

This RSS feed URL is deprecated, please update. New URLs can be found in the footers at https: news.google.com news
19 Sep 2018 11:41:24

Казаки Кизляра приняли участие в Большом общевойсковом казачьем круге

РИА Дагестан Казаки Кизляра приняли участие в Большом общевойсковом казачьем круге РИА Дагестан Атаман Терского войска Александр Журавский подчеркнул, что казаки стали заметны в общественной жизни Дагестана благодаря созданию Республиканского казачьего центра при Миннаце РД в Кизляре. По его словам, молодежь округа стала активнее участвовать в войсковых ...
19 Sep 2018 10:00:46

Казаки дагестанского Кизляра приняли участие в большом общевойсковом казачьем круге в Ставропольском крае

Казаки дагестанского Кизляра приняли участие в большом общевойсковом казачьем круге в Ставропольском крае Дагестанская правда В станице Галюгаевской Курского района Ставропольского края прошел ежегодный отчетный круг Терского войскового казачьего общества, в котором приняли участие казаки из Дагестана, сообщает пресс-служба Миннаца РД. На круг съехались более 300 казаков из Дагестана, ...
18 Sep 2018 20:56:00

В автопробеге по местам боевой славы корпуса генерала Доватора ипатовские казаки преодолели 4 тысячи километров

СТВ Государственное краевое телевидение В автопробеге по местам боевой славы корпуса генерала Доватора ипатовские казаки преодолели 4 тысячи километров СТВ Государственное краевое телевидение Казаки ипатовского станичного казачьего общества Терского войска провели автопробег по местам боев 2-го гвардейского казачьего кавалерийского корпуса им. Л.М. Доватора. Автопробег устроили в рамках Всероссийской Вахты Памяти . Фронтовая сводная казачья концертная ...
18 Sep 2018 18:04:13

Смоленские казаки приняли участие в Международном фестивале «Казачья станица Москва»

Смоленская газета Смоленские казаки приняли участие в Международном фестивале Казачья станица Москва Смоленская газета В минувшие выходные в московском парке Коломенское было очень многолюдно - более 80 тысяч москвичей и гостей столицы посетили VIII Международный фестиваль Казачья станица Москва . Столица России вновь собрала под свое крыло представителей казачества из 44 ... Брянские артисты успешно выступили на Международном казачьем фестивале Брянцы успешно выступили на Международном казачьем фестивале
18 Sep 2018 17:33:27

Казаки Мурманской области смогут получать земли без торгов

Новости Мурманска Агентство Би-порт Казаки Мурманской области смогут получать земли без торгов Новости Мурманска Агентство Би-порт МУРМАНСК 18 сентября БИ-ПОРТ - На заседании Комитета природопользования, экологии рыбохозяйственного и агропромышленного комплекса депутаты областной Думы обсудили вопрос использования земель религиозными организациями и казачьими сообществами.

Keywords:




Net-Skop. Интернет обзор. © Net-Skop team