Net-Skop. Интернет обзор.


12 декабря исполнилось бы 85 лет Леониду Быкову

За свою недолгую творческую существование (50 лет и четыре месяца) он успел бросить видимый след в нашей культуре. Уже сквозь год затем окончания Харьковского театрального училища снимается в фильме «Судьба Марины» с выдающимися Михаилом Кузнецовым, Николаем Гриценко, Евгением Матвеевым. Следующий кино с участием Быкова «Укротительница тигров» вообще становится событием в советском кинематографе. А главная образ в «Максиме Перепелице» вообще приносит двадцатишестилетнему артисту всенародную влюбленность и неслыханную популярность.

Картина произвела настолько невиданный фурор, что Георгий Мдивани выпустил точный её клон – ленту «Солдат Иван Бровкин» с Леонидом Харитоновым в главной роли.

Такого в советском кинематографе ни при каких обстоятельствах не случалось. Иван Стаднюк выступил более того с заявлением: «Родились два фильма-близнеца: чёрно-белый Максим и многоцветный Иван. Без малого с одним и тем же сюжетом, одинаковыми коллизиями, расстановкой героев. Всем было известно, что истина на моей стороне, что «Максим Перепелица» поставлен по моей одноимённой книге, вышедшей в свет четыре года назад. Отмалчиваться мне было нельзя, и я написал сообщение в «Правду». Мдивани постигли неприятности по партийной линии и в секции кинодраматургов. Посредством какое-то пора он позвонил мне домой и попросил прощения».

Кстати, в «Максиме Перепелице» мы впервой увидели известный автомат Калашникова и услышали замечательную песню «В путь».

С той поры Леонид Быков начинает сниматься много: «Чужая родня», «Дорогой мой человек», «Добровольцы», «Ссора в Лукашах», «Майские звезды» - только этапные его работы. При этом гений артиста употребляется на практике в одном, комедийно-гротескном ключе. И только лента «Алёшкина любовь» выводит его в ранг полномасштабных советских кинозвезд. В тот же отрезок времени Леонид Фёдорович решает вкусить себя в режиссуре. Первой его работой стала короткометражка «Как веревочка ни вьется...». А в 1963 году вышёл фильм «Зайчик». И зрителями, и критиками он был принят до того прохладно, что на некоторое миг Быкова вообще отстранили от режиссерской работы. Да и снялся он тогда лишь в эпизодичных ролях в фильмах «На семи ветрах», «Когда разводят мосты», «Осторожно, бабушка!». Друзьям в Киев писал почти надрывно: «Уже почти год не снимаюсь. Не хочу. Отказался от 9 сценариев. Не хочу участвовать в лживых и антихудожественных вещах. Мне кажется, что я себя потерял, другого определения откопать не могу. Хожу за зарплатой. Стыдно…».

Многие артисты, попадая в омут затяжного творческого кризиса, практически в нём захлёбываются. Слава Богу, сия горькая участь миновала Быкова.

Ещё с далёкого военного детства он мечтал сделаться лётчиком. Даже дважды поступал в лётное училище. И хоть с небом не срослось, но мечту юношескую не забросил. Наоборот, она стала для Леонида Фёдоровича спасительным кругом.

Вернувшись из Ленинграда в Киев, он в соавторстве с Евгением Оноприенко и Александром Сацким пишет сценарий, основанный на подлинных событиях времён Великой Отечественной. Так, прототипом командира эскадрильи гвардии капитана Титаренко (Маэстро) стал дважды Герой Советского Союза, житель столицы Виталий Попков. В годы войны он служил в легендарном 5-м гвардейском истребительном авиационном полку, и его эскадрилья прозвана "поющей". У нее были свой хор, и два самолёта, подаренные оркестром Утёсова. На одном даже красовалась надпись "Весёлые ребята". К слову, полк дошёл до Берлина и сшиб рекордное численность вражеских самолетов – 744. В нём служило 27 Героев Советского Союза (14 из них - прямо под началом Маэстро). Самому Попкову вслед за тем войны в Москве установили бюст как дважды Герою.

Короче, когда Быков со товарищи сочинял сценарий, то ориентировался он всецело на реальные события, Узбекский Ромео по фамилии Марсаев, на самом деле влюбился в русскую Джульетту. И погибли они оба. Прообразом «Смуглянки» стал товарищ детства Леонида Быкова, также не вернувшийся с войны пилот Витя Щедронов. В кадре лейтенант Александров даже подлинные фотографии Щедронова показывает. Имя другому персонажу картины - Николаю Алябьеву - дал мальчонка из детства Быкова. Его семейство во период эвакуации в Барнауле жила у Алябьевых. Маленькие Коля с Леней спали на одной кровати. Механик Попкова на самом деле крестил своего командира перед каждым боевым вылетом. («В ставке Гитлера ходят слухи, что некоторые несознательные механики крестят своих пилотов перед вылетом» - «В ставке Гитлера все малохольные!»). А вот лейтенант Кузнечик, то есть, конечно же, Александров, придуман Быковым от начала и до конца. И в этом месте я должен свершить крайне важное отступление.

В советские времена была замечательная традиция. Кинематографисты страны каждую свою новую работу перед большим экраном показывали в творческих домах Москвы.

В начале 1978 года Леонид Быков привёз в Обитель актёра (тогда ещё на улице Горького) свойский новоиспеченный фильм «Аты-баты шли солдаты». Совместно с режиссёром картину представляла артистка Елена Шанина, сыгравшая Киму Веленстович. Проговорить по правде, «Аты-баты…» не сильно мне понравились. Не выдерживали они в тогдашнем моём понимании сравнения со «Стариками». Но так как как раз я, как член бюро ВТО, отвечал за это военно-патриотическое мероприятие, то полагал для себя непростительной глупостью не соорудить хотя бы небольшое беседа с режиссёром. Остались в блокноте какие-то отрывочные сведения и вот такая цитата: «Многие наивно полагают, что Сват - герой, сыгранный мной, - стержневой персонаж, центральная фигура картины. И потому, дескать, я за неё взялся, пользуясь властью режиссера. На самом же деле, лейтенант Суслин – стержень фильма, его сверхзадача. Потому как аккурат таких, как он сражалось на фронте большинство. И во многом благодаря именно их крепости духа, их стойкости и мужеству была добыта Победа. Володя Конкин шибко точь-в-точь и сильно осмысленно передал философию, сверхзадачу образа. Не будь этой, безусловной, удачи - фильм не получился бы».

Через год Быков погиб в автомобильной аварии. А ещё через два года бытие подарит мне встречу, и дружбу по этот день, с Владимиром Алексеевичем Конкиным. От него я узнал, что Быков, оказывается, нарочно задумывал Кузнечика для него. «А оттого что я был занят в съёмках телефильма «Как закалялась сталь», то и роль досталась Серёжке Иванову. Он сыграл её замечательно, чему я рад. Собственно, эта роль и принесла ему наибольшую известность. Но факт остаётся фактом: Кузнечик придуман для Конкина. Это все на киностудии Довженко знали.

В павильонах студии рядом с бараком строителей узкоколейки из фильма «Как закалялась сталь» была выстроена землянка лётчиков для ленты «В махач идут одни старики». Когда у нас была пауза, я смотрел на работу «стариков», снимавших момент с песней «Смуглянка». Леонид Фёдорович был весьма музыкален, великолепный плясун, и эти таланты украшали многие фильмы с его участием. Я видел, как от дубля к дублю оркестр Титаренко играл всё зажигательнее. Актёры полно импровизировали. Тот самый сочный эпизод стал украшением фильма. Вспомнил я об этом в связи с другим эпизодом уже в картине «Аты-баты, шли солдаты». Тоже война, усталые солдаты, какой-то сарай, среди которого горит костёр, день рождения одного из героев фильма Святкина (Быкова). Посреди боец меньший лейтенант Суслин (моя роль) и медицинская сестра Кима Веленстович (Елена Шанина).

- Цыганочка с выходом, - восклицает Быков, и начинается театр «Ромэн». Он сбрасывает телогрейку, под переборы гитары, в такт, топая ногой, похлопывает себя ладонями по груди, по балкам невысокого потолка, притопывая, набирает темп. Утрированная слабость «цыгана» ведёт его около костра, он входит в танцевальный раж… и с криком: «Ротный, дай рупь, на пузе затанцую!» - взвивается в прыжке над костром. Он откидывает голову назад, чуток не касаясь затылком ступней согнутых в коленях ног, и приземляется около сидящего Суслина, конвульсивно дёргая плечами. Дубль, ещё дубль. Нам смешно, а Быков недоволен. Нервически курит, нарушая запрет врачей. Ещё дубль, ещё…

Он доводит проходной эпизодик до совершенства. Я не вспомнил бы об этом рабочем моменте, но оттого что Леонид Федорович только вчера вышёл из больницы потом второго инфаркта!

…Сидим с Быковым в окопе. Идет снег, сняли совместный план, начали вылезать на укрупнение. И неожиданно - дождь. Операторская группа в панике. Отменять съемку? Это же постоянно такое ЧП! Леонид Фёдорович как снег на голову глянул на меня с таковой лукавинкой, как только он единственный умел, провел рукой по лицу и по-быковски тихо, мечтательно сказал: «А ибо резво весна...». И только в это миг я понял, что камера работает. Укрупнение состоялось. Конечно, это был геройский поступок и оператора. Нежеланный дождь, оправданный молниеносной сменой состояния Святкина в кадре, вошёл в картину без склеек, и в мою память как образец молниеносной реакции Быкова, его изобретательности во всём.

В моей полувековой практике работы в театре и кино были режиссёры интересные и разные, но и по сей день Быков остаётся в любимых. Больше «тихого» режиссёра, несмотря на вой двигателей ветродуев, рокот танков, взрывы и трескотню автоматов, я не встречал.

Никогда никакой позы, «работы на публику», срыва на других своего настроения. Леонид Фёдорович почти шёпотом говорил, а было его слышно отовсюду без мегафона. Я не говорю тебя об автокатастрофе, унесшей его жизнь, не о слухах с его предсмертным письмом и даже о своем тогдашнем состоянии на похоронах. Я тебе рассказываю о живом Быкове, каким запомню его на всю оставшуюся жизнь».

Вернемся, однако, к киношедевру «В мордобой идут одни старики». Отправленный для ознакомления «на верха» сценарий получил категорическое «нет»! Материал «сырой» и негероический. Высоких цензоров возмущало то, что советские летчики изображены во многих сценах как поющие клоуны. Короче, становить эдакий фильм нельзя! Быков не отчаялся и приступил «обкатывать» сценарий на сцене. Читка им отдельных эпизодов в разных городах Советского Союза вызывало не только экстаз у слушателей, но и настойчивые их просьбы к руководству киностудии Довженко: определить этакий фильм! И зимой 1973 года он был-таки запущен в производство. Но и тогда препоны не исчезли. Чиновники от кино категорически выступили супротив того, чтобы на роль авиамеханика Макарыча был утверждён ленинградский актёр Алексей Смирнов. «Не случаться этому никогда! У него же тупое лицо!» Быков парировал: «Позвольте, но этот человек, как вы утверждаете с «тупым лицом» - фронтовик, кавалер ордена Красной звезды и двух орденов Славы!» - «Это ещё ни о чём не говорит» - «Это говорит лишь о том, что без Смирнова я фильм ставить не буду!»

Неоценимую содействие в работе над фильмом оказал маршал авиации, легендарный летчик Покрышкин. Практически за одну темное время суток проглотив сценарий, Александр Иванович велел выдать киношникам не два, как они просили, а целых пять самолетов: четыре истребителя "Як-18П" и чехословацкий "Z-326 - Акробат", с виду сходный на "Мессершмитт-109". Машины доставили на киевский аэропорт "Чайка", где их перекрасили и придали им фронтовой вид. В это кому-то будет нелегко поверить, но к середине семидесятых в Советском Союзе не сохранилось ни единого истребителя времён Великой Отечественной. Хотя только машин Яковлева было выпущено примерно 37 тысяч штук.

Оператор воздушных съемок Алексей Золотарев вспоминал: «Леонид Фёдорович даже каскадерские номера на съемках делал шутя, стремился всё реализовывать сам, а техникой овладевал быстро, без труда и главное – незаметно».

И дальше рассказал: «Так было и с пилотированием. Самым сложным в воздухе была «бочка» - разворот самолета на 360 градусов кругом горизонтальной оси. Леонид Фёдорович сидел на месте второго пилота. Поднялись на определенную высоту. Летим. Как гром среди ясного неба первостепеннный пилот (настоящий) делает «бочку», забыв предупредить. Оптика четырехугольная - снимаем Быкова в фас. И хотя бы один мускул дрогнул на его лице, хотя бы тень страха в глазах! Спрашиваю: «Текст не забыли?» Отвечает: «Текст не забыл, а вот где голова, где ноги - забыл». И так посмотрел на нас, что вся операторская группа задохнулась от смеха. Уверен, что у любого другого человека на его месте появилось бы раздражение от этой неожиданности, чертыхнулся бы в адрес летчика. А тут – юмор. Таковый был человек».

В начале лета снимались натурные объекты: "березовая роща", "аэродром в степи", "аэродром на лугу". Группа перебазировалась под Чернигов, где на берегу Десны предстояло доснять немного эпизодов. Не получилось - из Киева не прибыли самолеты. Ждали их день, второй, третий. Даже терпеливый Быков не выдержал и собрал коллектив. «Братцы, с этим директором мы запорем картину!» Студия отреагировала быстро. Новым директором стал Николай Золочевский, без затей блистающий организатор. Такая деталь. Для фильма был выделен бюджет в 381 тысячу рублей. Золочевский уложился в 325 тысяч. Подобной экономии на Довженко не случалось никогда».

А вот что вспоминает артист Владимир Талашко (Скворцов): «Его гимнастерка не просыхала и была белой от пота. Он успевал и сам играть, и нас, молодых актеров, - учить, и ещё в камеру как режиссер-постановщик смотреть. Леонид Фёдорович на тот миг сыграл полсотни ролей, а для меня это была только вторая роль, но относился он ко мне, как к равному. Есть в украинском языке словечко «лагидный», что по-русски означает «нежный». Так вот Быков потрясающе ласково и бережно относился к окружающим, он ни в жизнь не поднимал голоса на гримера, оператора или актёра».

Не успела улечься обстановка с директором, как случилось новое «ЧП». Исполнитель роли Смуглянки Анатолий Матешко соблазнился главной ролью в другом фильме. Быков принимает дерзкое и для всех неожиданное решение: берёт первокурсника театрального вуз, девятнадцатилетнего Сергея Подгорного! И – в самую точку! К сентябрю фильм был закончен, а к декабрю смонтирован и озвучен. Темп невероятный.

Генерал В. Попковрассказывал: «Приехал я по службе в Киеве. С Лёней Быковым показали мы ленту в Министерстве культуры Украины. Министр возмутился: «Что это за фильм такой: люди не возвращаются с боевых заданий, гибнут, а живые лётчики песенки распевают. Такого на фронте не было и быть не могло!» Несмело у него интересуюсь: а вы воевали? Нет, говорит, но я знаю, как там было. И тогда я уже рассказал министру, что сам летал на одном из двух самолётов, купленных на денежки джаза Утёсова и подаренных нашему полку. И что Леонид Осипович со своими музыкантами приезжал к нам на аэродром, и мы сообща играли и вкупе пели. Убедил. Но скорее всего не доводами вескими, а своими звёздами геройскими».

Фильм «В бой идут одни старики» вышёл на просторный экран 12 августа 1974 года. К концу года его посмотрели 44,5 миллиона джентльмен – безусловный рекорд среди лент на военную тематику.

Картина номинировалась на престижном Бакинском фестивале и претендовала на победу. Но когда Быков узнал, что соревнуется с «Калиной красной» Шукшина, которую хотят «зарубить» чиновники, - отказался от приза.

«В списке, где будет Василий Макарович на первом месте, я почту за честь быть хоть сотым, - сказал. - Потому как моя картина - рядовой фильм о войне, а его - истинный прорыв в запретную зону». Начальный приз тогда получила «Калина красная».

«В 1976 году Быков снимал «Аты-баты, шли солдаты». Зима, мороз, студия не прислала технику, зарплату задержали. Леонид Фёдорович приехал в Киев, и у него случился инфаркт. Когда мы с монтажёром пришли его навестить, - вспоминает редактор картины «В бой идут одни «старики»» Эмилия Косничук, - он передал мне запечатанный серый пакетик с надписью: «Ивану Миколайчуку и Николаю Мащенко». «Передай,- говорит,- когда захочешь». Ну, думаю, написал какие-то новеллы и вновь стесняется своего творчества. Положила пакет в столик и забыла. Прошло три года. Вечером в пятницу собиралась в командировку, искала в столе документы и натолкнулась на тот серый конверт. Выскакиваю в коридор - идёт Ваня Миколайчук. «А шо це таке?» - спрашивает. «Да вот, Лёня передал», - отвечаю. Я отдала конвертик в пятницу, а в воскресенье Леня разбился. Оказалось, что в конверте было завещание».

«Я уйду в ближайшее время, чувствую, что больше не протяну. Позаботьтесь о семье. Необходимо – продайте машину. И никаких оркестров, Дома кино и надгробных речей, а то я встану и уйду - получится конфуз. Нехай кто-то один скажет слово «прощай», и всё. Не нужно цирка, называемого почестями. Позже этого «дерболызните» кто сколь может. А вслед за тем пускай 2-я эскадрилья врежет «Смуглянку» от начала и до конца».

Леонид Быков трагически погиб в автомобильной катастрофе на трассе «Минск-Киев» 11 апреля 1979 год близ посёлка Дымер. Возвращался на своей «Волге» с дачи под Киевом.

Впереди него двигался трактор с мотокультиватором, и Быков решил его объехать. При всем при том при обгоне произошло столкновение со встречным грузовиком. Потрясение пришёлся в правую переднюю дверь. Ремешок безопасности передал динамическое напряжение на туловище и по сути дела не оставил целым ни одного внутреннего органа. Однако, если бы Быков не был пристёгнут, то, как показала экспертиза, разбился бы о руль и торпедо…

Вспоминает дружбан и коллега Быкова - кинорежиссёр Николай Мащенко: «Не было ни речей, ни музыки. Хотя к кладбищу приехали (причём добровольно!) несколько оркестров, но мы от них отказались и понесли гроб в полной тишине. Я до этого думал, что траурная музыка усиливает печаль. Оказалось, что наоборот. Вынести мёртвую тишину значительно труднее! И вот настаёт кульминационный момент, осталось осуществить последнее возделение Лёни. И до последнего я сомневался: разрешено ли на кладбище петь? Да ещё и про зелёный клён? Тут я смотрю на Талашко, Подгорного, Федоринского и понимаю, что они уже не выдерживают. И тогда я сказал единственное словорассказ про то, что обозначает это слово. этих похорон: «Прощай!» и пацаны запели «Смуглянку».

…Алексей Макарович Смирнов, именитый здоровяк Федя из «Операции «Ы» и механик из фильма «В бой идут одни «старики»», выписывался из больницы. Поднял основополагающий тост за своего большого друга и замечательного режиссёра Леонида Быкова. «Мы боялись тебе сказать, - робко начал кто-то из друзей актёра, - но Быкова с нами больше нет». Макарыч молчком поставил рюмку на стол, ушёл в свою палату. Не раздеваясь, лег на кровать. И - умер.

В Харькове есть монумент механику Макарычу…

Ушли из жизни: Сергей Иванов – Кузнечик; Сергей Подгорный – Смуглянка; Виктор Мирошниченко – начальник полка Иван Ермаков; Владимир Волков – секретарь парторганизации; Юрий Саранцев – комдив; Александр Милютин – лётчик «Его испугаешь» (Ваня Пасюк из «Места встречи изменить нельзя»).

Но огромный фильм «В бой идут одни «старики»» продолжает жить. Он входит в список 100 лучших отечественных фильмов. На его колоризацию потрачено 500 тысяч долларов.

В Киеве, невдалеке от аллеи Славы, стоит памятник Леониду Быкову. Артист изображён в образе Маэстро - командира второй, поющей и бессмертной эскадрильи, присевшего на крыло своего истребителя.

…А недавно я увидел в Интренете кадр из фильма «В бой идут одни «старики»». Титаренко со своими орлами склонили головы в память о погибшем друге. И подпись: «Для них не было «хохлов», «москалей» и «чурок». Именно потому мы живы сегодня».

04 Jul 2020 00:22:30

Быков считает, что власть не успокоиться на изменениях в Конституции и будет продолжать «невротизировать» граждан

Быков считает, что власть не успокоиться на изменениях в Конституции и будет продолжать невротизировать граждан Город-812
04 Jul 2020 00:06:00

Как в 1944-м «похоронили» Василя Быкова, а спустя 20 лет - его повесть «Мертвым не больно» - Комсомольская правда

Как в 1944-м похоронили Василя Быкова, а спустя 20 лет - его повесть Мертвым не больно Комсомольская правда - Беларусь
03 Jul 2020 23:03:17

Абдулманап продавал быков ради секции и учил детей шахматам. А Хабиба - заниматься по 9 часов

Абдулманап продавал быков ради секции и учил детей шахматам. А Хабиба - заниматься по 9 часов Гол.ру
03 Jul 2020 21:31:00

«Смолевичи» сыграли вничью с чемпионом страны. Обновляется | EX-PRESS.BY

Смолевичи сыграли вничью с чемпионом страны. Обновляется EX-PRESS.BY ex-Press.by: Добро пожаловать в белорусскую реальность!
03 Jul 2020 20:50:58

Ювентус – Торино: превью (03.07.2020)

Ювентус Торино: превью (03.07.2020) Soccer365.ru
03 Jul 2020 19:35:39

Промежуточные итоги ЛЧ: "РБ Лейпциг" готов удивлять | Лига чемпионов УЕФА | UEFA.com

Промежуточные итоги ЛЧ: "РБ Лейпциг" готов удивлять Лига чемпионов УЕФА UEFA.com UEFA.com

Keywords:




Net-Skop. Интернет обзор. © Net-Skop team