Net-Skop. Интернет обзор.


Рок-музыка вызывает ощущение опасности

Группа «Чайф» была и остается одной из ярких звезд российского рока: концерты проходят с неизменными аншлагами, а каждое выступление на крупном фестивале собирает у сцены представителей разных поколений зрителей. 21 марта в «Олимпийском» состоится концерт, приуроченный к 30-летнему юбилею группы. Владимир Шахрин рассказал «Ленте.ру» о том, как выглядит цифра 30, отчего рок так и не стал массовой культурой в России и что способно заставить его отложить гитару в сторону.

«Лента.ру»: Вы празднуете 30-летие группы. Чем вы больше всего гордитесь, что считаете своей главной заслугой?

Владимир Шахрин: Я никогда не увлекался подведением итогов и не считал, что мы занимаемся миссионерством, несем большое, светлое в мир людей. Просто нам всегда нравилось быть парнями с гитарами, играть песни, и это ощущение сохранилось. Мне понравилось, когда в 13 лет мы собрали первую школьную группу и репетировали, и нравится до сих пор. Пожалуй, это и есть главное достижение: то, что нам удалось сохранить юношеское увлечение.

Мы и сейчас с радостью собираемся на репетициях, и на сцене я получаю огромное удовольствие от выступления. В рамках юбилейного тура мы побывали уже в 12 городах, несколько раз я и барабанщик выходили на сцену с температурой, но стоит оказаться перед полным залом - и ты все забываешь. После каждого концерта я ловлю себя на мысли: «Жизнь удалась».

Пожалуй, нет в России крупного города, где бы вы не выступали. А можете рассказать о самом запоминающемся концерте?

«Чайф» не участвует в клубной карусели, как я это называю: мне обидно, что огромное количество групп садится на эту столичную карусель, и стоит открыть «Афишу», как видишь: сегодня музыканты выступают здесь, завтра там, через неделю - в третьем клубе. При таком подходе концерт перестает быть событием и для артистов, и для публики. Музыкант пришел на концерт, сыграл, через 40 минут вернулся домой, выпил чаю и уже забыл про выступление.

Эта история не про нас. У «Чайф» каждый концерт - событие: мы собираемся загодя и приезжаем в город пораньше. Пожалуй, есть концерты, которые я не могу вспомнить, а все остальные выступления выдались яркими.

Особенно запомнились те, которые прошли в необычных местах, например, в кают-компании атомного подводного крейсера «Екатеринбург». Мы жили на борту этой махины - огромной атомной подлодки - три дня. Нас окружал невероятный антураж, да и сами подводники уникальные. Это отдельная мегаэлитная каста со своими традициями, в том числе семейными: у подводников и отцы, и деды служили во флоте. Подводники обращаются друг к другу по имени-отчеству, для них понятия «честь», «Родина» не пустые слова - это то, ради чего они живут, и было потрясающе выступать перед ними.

Один из самых эмоциональных и сложных концертов состоялся в 1997 или 1998 году, когда шла чеченская кампания. Саша Любимов снимал на Кавказе программу «Взгляд», он спросил у солдат, кого они хотят видеть, военные назвали «Чайф» и «Машину времени». Любимов пригласил нас, но везти группу было невозможно, полетели я, Вова Бегунов и Андрей Макаревич.

И вот мы в свитерах выступаем в землянках, госпиталях, блиндажах. Однажды отыграли уже четыре или пять концертов за день, к нам подошел замполит части и говорит: «Сейчас два батальона вернулись из тяжелейшего боя с огромными потерями, они подавлены. Можно, пока вы еще здесь, какой-то свет в них вдохнуть?» И вот мы сидим на столах в брезентовой палатке.

У меня сейчас слезы наворачиваются, когда я это рассказываю, а тогда я каждые три песни отворачивался, потому что невозможно было смотреть на тех мальчишек. Мы-то думали, что там воюют десантники, что они, как Рэмбо в фильмах, а там мальчишки стояли, как наши дети, в грязных бушлатах, чумазые, глаза испуганные.

Сейчас такие задачи выполняют профессионалы: у них и обмундирование хорошее, и настрой другой, а тогда было просто невозможно. Думаю, это был самый сложный концерт в моей жизни.

Вашу первую музыкальную награду вы получили в Риге (приз зрительских симпатий, 1987 год). Как вы думаете, сегодня сохранилось единое музыкальное пространство на просторах постсоветских республик?

Пространство осталось в рамках СНГ и даже расширилось за счет эмиграции. Мы, случается, выступаем в странах с большой русскоязычной диаспорой. В общем-то, пространство не стало меньше, но оно никогда и не было глобальным, а строилось в очень узком кругу знакомых. Так, мы общались 30 лет назад с Андреем Яхимовичем из группы «Цемент» и до сих пор на связи, переписываемся, созваниваемся. Но контактов с рижской мэрией как не было, так и нет. Единство сохранилось только на уровне личных знакомств.

Ваша группа - один из ярчайших представителей уральского рока. Когда я беседовал с вашим земляком, Сергеем «Бубой» из «Смысловых Галлюцинаций», то поразился тому музыкальному братству, которое царит на Урале. «Смысловые Галлюцинации», как и «Чайф», были и остаются старшими братьями по отношению к новым группам, не выпячивая свое имя и статус. Более того: на мой взгляд, Екатеринбург сегодня является музыкальной столицей России. В чем секрет этого успеха?

Мне тоже так кажется: у нас сегодня самая интересная сцена, в любом жанре есть достойные коллективы, а все потому, что музыка строится на давних традициях. Когда я служил в погранвойсках, там не было дедовщины: даже если были какие-то привилегии у солдата, это ни на что не влияло. И когда я стал старослужащим, мне не приходилось никого унижать.

Такое отношение было и в первом поколении уральского рока, просто из-за бедности. Мы жили в закрытом городе с ограниченным доступом к музыке, и я знал, что у меня есть пять пластинок, а у моего друга - семь, и мы менялись ими на неделю. С инструментами было то же самое: все знали, что у Ильи Кормильцева есть 4-канальная Sony-студия, у Славы Бутусова - микрофон и провод, у Димы Умецкого - единственная в городе бас-гитара Fender, и на каждый концерт аппаратура собиралась с миру по нитке. Тем не менее все мы, будучи уральцами, выросшими на «Каменном цветке» Бажова, старались все и всегда делать максимально хорошо, довести до ума. Это в Петербурге обычно все заканчивается на уровне идей: собрались люди вместе, решили выступить в клубе, даже не порепетировав.

В Екатеринбурге все выросло на большой традиции, и молодые группы никто никогда не «гнобил». Мне и сейчас часто звонят, и я как минимум поговорю с музыкантами, а если мне станет интересно, то постараюсь поучаствовать.
Уральские группы, которые взяли гитары в руки, когда уже проходил фестиваль «Старый новый рок», знают, что у них есть шанс попасть на эту сцену, выступить вместе с другими известными группами.

Хотя молодых групп очень много, Макс Покровский из «Ногу Свело!» заметил, что радиоэфир отстал от реальной музыки лет на 15, а СМИ будто играют в молчанку, не открывая новых имен.

Рок-музыка в России, в отличие от Великобритании и США, так и не стала массовой культурой, сохранив условный маргинальный статус. И сегодня, когда тетеньки, у которых молодость прошла под наши песни, при слове рок-группа выкатывают глаза и чувствуют ощущение опасности. При этом они с радостью идут на «Дискотеку 80-х» и орут, превращаются в маленьких девочек под песни «Руки вверх». Вот что в нашей стране массовая культура. Я не вижу в этом трагедии, у нас попросту нет другого варианта, и это абсолютно логичное развитие событий.

Алексей Кортнев из «Несчастного случая» в разговоре отметил, что для него театр, кино - это как ветви дерева, которые растут из одного ствола. У вас тоже есть киноопыты. Что это: попытка показать себя с другой стороны, или что-то еще?

По правде говоря, у меня есть только один мотиватор: интересно мне или нет. У меня осталось любопытство, и если мне интересно, я занимаюсь этим. Шесть лет назад я пытался освоить общение в социальных сетях, но понял, что это совершенно не мое. Я пользуюсь компьютером, пишу электронные письма, и этого мне достаточно. То же самое в кино: в общем-то, у меня в фильмографии только два фильма «Квартета И» - у кинолент хорошие сценарии, интересный сюжет, и у меня просто не было причин отказаться.

Прошлым летом, после того как мы устроили музыкальный байк-пробег по уральским городам, я понял, сколько здесь интересных людей, событий, сюжетов, и решил снять динамичный документальный фильм «Байки земли Уральской». Мне захотелось поделиться с людьми в доступной и интересной форме историей Урала. Конечно, об этом написаны толстые книги, но молодежь гроссбухи не читает. Как я знаю, сейчас этот фильм в школах показывают на уроках природоведения, но снова повторю: пока мне интересно, другой мотивации нет.

Группа «Чайф» активно и много экспериментировала и в текстовом, и в музыкальном плане. Не сложно начинать все с чистого листа?

Я думаю, мы не самая экспериментальная группа в нашей стране, и если мы что-то начинаем, то не с чистого листа, а на основе серьезного багажа. Конечно, появляются новые технические возможности, навыки, новая информация, которую ты не можешь игнорировать, - вместе с этим меняется наша музыка. На мой взгляд, мы выпустили два принципиально экспериментальных альбома: «48» и «Изумрудные песни». Когда мы записывали альбом «48», ко мне обращались люди, которые хотели сделать электронные ремиксы на хиты, и я предложил записать в этом стиле новые песни. Как только дошло до дела, они сразу же сдулись, остались только два человека, которым я приносил записанные на диктофоне песни, потом появлялись другие люди, по сути, разные продюсеры, представители разных музыкальных анклавов.

«Изумрудные хиты» - это целый альбом, записанный с ансамблем народных инструментов. У нас был опыт выступлений с оркестром, не всегда удачный, С ансамблем вышло иначе: мы не ставили перед музыкантами ноты, они сами приходили в студию и на полгода стали частью группы «Чайф». Мы сделали великолепную концертную программу и поняли, что это интересно и необычно, после чего записали альбом. Остальные пластинки включают естественные изменения, и было бы странно, если бы эти песни не появились.

Вы готовитесь к большому концерту в «Олимпийском», который состоится 21 марта. Можете рассказать подробнее, какие-нибудь сюрпризы готовите?

Выступление в Москве дополнят новые события - нестандартные гости, связанные с историей группы. Я бы не хотел называть их имена, чтобы не портить сюрприз. Концерт в «Олимпийском» снимет «Первый канал», и все, что будет в столице, увидит вся страна. Мы придумали программу «Рожденный в Свердловске. 30 лет» и поняли, что именно город станет нашим пятым участником на сцене. Я на каждом концерте приглашаю зрителей в Екатеринбург, и на сцене, в репризах, все время будет возникать город: в презентационном виде, снятом с вертолета. Свердловск 1950-60 годов, в котором мы родились; рок-город начала 1980-х годов. Будет и Екатеринбург глазами молодых: на песню «Псы с городских окраин» мы попросили художников, увлекающихся стрит-артом, сделать видеоряд.

Цифра 30 звучит пугающе, но чтобы не выглядеть ретроколлективом, мы сыграем и шесть песен из нового альбома. На юбилейных концертах это всегда рискованный шаг, но 12 прошедших выступлений показали, что риск оправдан. Мы надеемся, что после выступления в Москве у слушателей останется приятное послевкусие от новых композиций.

А будет концерт «Чайфа» по случаю 40-летия группы, как думаете?

Я никогда не заглядывал на 10 лет вперед, но почему бы и нет? Тут же двухтактный двигатель: на одной стороне - наше желание играть, в противовес ему - готовность публики слушать. Пока эта машинка работает, пока сохраняются все составляющие, я не вижу причин не играть.

Беседовал Евгений Медведев

24 Apr 2018 10:05:24

This RSS feed URL is deprecated

This RSS feed URL is deprecated, please update. New URLs can be found in the footers at https: news.google.com news
24 Apr 2018 08:33:23

«Слава богу, что за участие Дзюбы было заплачено, ведь он ...

Sports.ru Слава богу, что за участие Дзюбы было заплачено, ведь он ... Sports.ru Защитник тульского Арсенала Виктор Альварес прокомментировал игру форварда команды Артема Дзюбы в матче РФПЛ с Зенитом (3:3). Защитник Арсенала : Слава богу, что за участие Дзюбы было ... Альварес: Слава богу, что за участие Дзюбы в матче с Зенитом было заплачено
24 Apr 2018 08:01:10

«Сложнее всего было взять ответственность за команду». Что было самым трудным в карьере предпринимателей и топ-менеджеров

rb.ru Сложнее всего было взять ответственность за команду . Что было самым трудным в карьере предпринимателей и топ-менеджеров rb.ru Основная ставка была сделана на товары из США. Проект отлично стартовал и почти сразу начал приносить прибыль. Но спустя время бизнес-модель интернет-магазина оказалась неприспособленной к изменениям на рынке e-commerce, и проект прекратил свой рост. Тогда я пришел в компанию с целью помочь ...
24 Apr 2018 03:05:15

Орлов забросил первую шайбу в плей-офф. Это было красиво. Видео - СПОРТ

СПОРТ - ЭКСПРЕСС Орлов забросил первую шайбу в плей-офф. Это было красиво. Видео СПОРТ - ЭКСПРЕСС Орлов забросил первую шайбу в плей-офф. Это было красиво. Видео. 0. 0. 0. 0. 1. Российский защитник "Вашингтона" Дмитрий Орлов открыл счет в 6-м матче 1 8 финала Кубка Стэнли против "Коламбуса". На 13-й минуте первого периода он поразил ворота своего соотечественника Сергея Бобровского. Этот гол ...
24 Apr 2018 01:49:33

В Петербурге чуть было не продали полуостров! Вовремя спохватились

Пятый канал В Петербурге чуть было не продали полуостров! Вовремя спохватились Пятый канал В Петербурге чуть было не продали полуостров! Вовремя спохватились. Сегодня, 1:48 В России Видео. Фото, видео: Пятый канал. Цену за Рожок , что напротив Александро-Невской Лавры обозначили солидную 220 миллионов рублей. Объявление появилось на сайте недвижимости. Описание подкрепили графикой ...
23 Apr 2018 22:59:53

Митришев: "Ахмат" выполнял установку тренера, из-за чего "Спартаку" было тяжело играть

news.Sportbox.ru Митришев: "Ахмат" выполнял установку тренера, из-за чего "Спартаку" было тяжело играть ТАСС МОСКВА, 23 апреля. ТАСС . Футболисты грозненского "Ахмата" хорошо играли против "Спартака" в центре поля, из- за чего сопернику было сложно. Такое мнение журналистам высказал полузащитник грозненской команды Магомед Митришев. "Ахмат" в гостевом матче 27-го тура чемпионата России обыграл ... Массимо Каррера: Никакой драки у нас не было Магомед Митришев: "Установки по поводу плохой обороны "Спартака" не было " Массимо Каррера: Никакой драки в Спартаке не было . У меня нет проблем с Глушаковым - - -

Keywords:




Net-Skop. Интернет обзор. © Net-Skop team