Net-Skop. Интернет обзор.


Для чего оппозиции нужны политические реформы?

В данный миг в политической системе России происходят важные изменения. Она реформируется. Однако, есть основания колебаться в правильности выявленных вызовов, которые должны обусловить и содержание политических реформ.

Под давлением городских, в основном, московских протестов, сложилось мнение, что главным таким вызовом стало массовое выражение недовольства существующей политической системой и затруднённостью влияния на разные уровни власти. Считается, что, несмотря на абсолютное меньшинство, которое составляют протестующие, сам факт открытого выражения ими своего возмущения является достаточным основанием для реформирования политической системы.

Представляется, однако, что настоящий вызов российскому государству и его политической системе оценён не вовсе верно. Как следствие, объявленные и идущие политические перестройки не во всём соответствуют реальным вызовам и угрозам России. А таких серьёзных вызовов, на свой взгляд, три.

1. В России всецело ещё не сложилось всеобщее - общенародное и общеэлитное - согласие с базовыми сценариями внутреннего развития государства и его действий во внешней политике. Отсутствие таких сценариев показывает отсутствие общих для всего политического класса и населения базовых политико-идеологических ценностей, которые такое согласие обуславливают. Речь идёт, например, о ценностях суверенности российской власти, независимости российского государства и его территориальной целостности, об особой миссии России в мире и пр., как о высших, безусловных и неоспоримых ни при каких обстоятельствах ценностях.

Однако, находится строй общественно известных фигур и СМИ, которые открыто подвергают сомнению основополагающий принцип всякого государства - его территориальную целостность.

Например, Олег Кашин, журналист: «Общественная палата предлагает воспретить обсуждать в прессе тему возможного распада России. Покуда этого не случилось, я предлагаю обратиться к опыту Беловежского соглашения - быстро, эффективно, бескровно. Ничего не надобно делать, точка невозврата уже пройдена. Поджидать надо».

Станислав Белковский, политолог: «Я, безусловно, хочу, чтобы Северный Кавказ, по крайней мере, мусульманские его регионы, покинули состав России. Как минимум, Чечня, Ингушетия и Дагестан. Про остальные готов дискутировать... Над нами довлеет комплекс территории, тот, что нужно изжить».

Алексей Навальный, оппозиционный блогер: «Нужно находить решение конкретные проблемы. Конкретная задача содержится в том, что Кавказ не является частью РФ. Там управляют какие-то бандитские группы, которые управляют оттого что они крадут огромное численность денег, количество из которых отдают жуликам, которые сидят в Кремле».

Константин Крылов, публицист: «Территориальная целостность страны - несомненно, ценность. Но не россиянским «имперцам» о ней рассуждать. ... Они готовы шантажировать нас распадом страны, пугать, стращать, корчиться, только бы не вручить русским более того и покумекать о том, кому наша великая и обильная почва принадлежит. Мишень русских - Возвратить ЭТУ ЗЕМЛЮ СЕБЕ. Всецело или частями - как получится».

Свободное распространение дискуссий на данную тему является угрозой само по себе. Но оно кроме того показывает, что для достижения внутриэлитного и общественного согласия по очевидным и фундаментальным ценностям государственности следует проделать большую работу, активизировать её необходимо в текущий момент и новости форсированными темпами. Разумение базовых ценностей и сценариев развития России только исходное положение складываться посреди системных политических сил в последние 12 лет. И все-таки прошедшего срока недостаточно, чтобы они сложились окончательно.

2. Представляет вызов и риск проникновения в российскую политическую элиту внесистемных, маргинальных сил, дело или идеология которых несут угрозы для политической стабильности, вплоть до разрушения российской государственности. Приведённые высказывания о допустимости распада России представляют собой ярчайший образец таких рисков. Потому серьёзный минус политической системы - это несовершенство фильтров на пути проникновения опасных и случайных фигур в структуры власти. По сути, аккурат о преодолении этого недостатка говорит кандидат в президенты России В.В. Путин: «Нам необходим агрегат выдвижения народом во политическая элита на всех уровнях ответственных людей, профессионалов, мыслящих в категориях национального и государственного развития и способных достигать результата. Понятный, оперативный и открытый для общества механизм выработки, принятия и реализации решений - как стратегических, так и тактических».

Фильтры, в виде свода писанных и неписанных правил должны реализовывать задачу отбраковки политических маргиналов и популистов, несогласных с базовыми сценариями развития России, а ещё - первичного отбора партий и лидеров на всех уровнях выборов.

Конкуренция, в этом смысле, полностью может быть одним из таких фильтров. Тут заново стопудово прав В.В. Путин, предложивший совершить таким фильтром на прямых губернаторских выборах фигуру президента. Отчаянно важно, чтобы данная поправка была закреплена в соответствующем законе.

Проникновение внесистемных маргиналов в среду правящей элиты, либо без затей учёт их мнения в выборной (политической) повестке дня, гарантирует превращение каждых новых выборов в России, в особенности президентских, в экстремальное опробование политической системы и российской государственности. Под вопросительный мотив произвольный раз будут ставиться фундаментальные ценности и базовые сценарии развития страны, вплоть до капитуляции перед вызовами территориальной целостности России (клич «отделить Кавказ») и иностранным вмешательством.

Пока такие спокойные выборы удалось провести лишь в 2004 и 2008 годах. При всем при том политическая ситуация намедни предстоящих выборов президента показывает, что имеющиеся фильтры несовершенны. Они не воспрепятствовали маргиналам возглавить общественные протесты и, образно говоря, «въехать на плечах рассерженных горожан» в системную российскую политику.

3. Следующий вызов заключается в необходимости настроить механизмы реальной конкуренции за власть. Однако ценна не нетрудно конкуренция сама по себе. Прав В.В. Путин, когда делает оговорку: «Политическая конкуренция - это нерв демократии, ее движущая сила. Если такая конкуренция отражает реальные интересы социальных групп, она многократно усиливает "мощность" государства». Речь должна ступать о конкуренции среди системных политических сил, которые нацелены на формирование Российского государства, а не на его разрушение (например, в виде отказа от части суверенитета и даже от принципа территориальной целостности и пр.), как раз потому, что выражают реальные интересы социальных групп. Но для этого сами нынешние системные политические силы должны достигнуть соглашения между собой по фундаментальным ценностям и базовым стратегиям долгосрочного развития.

Только в этом случае станет безопасной плановая и плавная ротация правящих элит и их лидеров, в ходе которой будет обеспечено автоматическое воспроизводство фундаментальных политико-идеологических ценностей - патриотизма, независимости страны, её территориальной целостности и преемственности стратегий на всех направлениях внутренней и внешней политики. В условиях эффективных фильтров и при наличии согласия среди системных элит с определением национальных интересов, конкуренция будет вестись в чётко очерченных границах, что и позволит чураться в процессе выборов опасных обострений. За гражданами России будет последнее словечко на вторичном этапе отбора элит, когда за допуск во верх борются отобранные и проверенные политические силы.

Таким образом, перед реформой политической системы стоят три задачи: 1) выработка согласия внутри элит и между элитами и обществом с базовыми ценностями и стратегиями развития России; 2) недопущение во власть маргиналов, нацеленных на разрушение стабильности и расшатывание государства; 3) обеспечение конкуренции в отобранных элитах и создание механизма чёткой ротации с преемственной передачей власти в их среде.

Отметим, что данные задачи на все сто отвечают положению дел в стабильных и сильных государствах Запада, и в первую очередь, в США.

При решении названных трёх задач автоматически решится вопрос о существовании патриотической оппозиции, когда критика власти не будет обозначать борьбы с российской государственностью.

Поэтому открытию, причём постепенному, политической системы перед разными группами общественных интересов должно предшествовать приведение всех общественных и политических интересов российского общества к единому знаменателю именно по фундаментальным ценностям и базовым сценариям общественно-политического развития и геополитической стратегии. Вместе с тем с открытием политической системы необходимо творить систему политических фильтров, различного рода сдержек и противовесов супротив влияния маргиналов на принятие решений, неконтролируемого и хаотического выражения своих интересов разными общественными группами, против давления внешних сил на российскую власть сквозь негосударственные организации и агентов влияния.

Пока же названные риски лишь усугубляются. Больше того, в действительный момент в цифра заметных общественных фигур попали те, кто подвергает сомнению святая святых любого государства - его территориальную целостность и независимость. И что самое опасное, им в этом ненамеренно помогла сама власть, признав их следом Болотной и прочих акций, пускай даже, гипотетически, в качестве возможной стороны диалога. Данные фигуры использовали массовое недовольство политической системой страны и идущими в ней процессами в целях преодоления как раз своей маргинальности. Более того, скандальный манера маргинальной оппозиции (проведение несанкционированных митингов, провоцирование власти на силовые действия, призывы «давить Россию» как у С. Ковалёва и пр.), как и нынешние попытки организации, в преддверии президентских выборов «революции» объясняются расчётом вынудить власть направить на них внимательность и требовать у неё отступного.

Не стала ли таким отступным поспешная и непродуманная политическая реформа, идущая немаловажно дальше, чем следовало бы, а также и встречи высшего политического руководства с внесистемной оппозицией?

Сам факт таких встреч является невольной и эффективной агитацией в пользу тех, чей рейтинг находится в пределах статистической погрешности.

Озвученные предложения по политической перестройке убирают нехай несовершенные, но работающие фильтры, в частности по выборам глав администраций областей и созданию политических партий, не ставя на их местоположение никаких иных. Сию минуту раскрывать политическую систему, впуская туда обширную политическую инициативу в виде упрощения создания политических партий, неконтролируемого наплыва в политический класс на местах разнообразных непроверенных фигур (лёгкость создания партий, облегчение доступа к регистрации кандидатов в президенты) и пр. - весьма угрожающе и неосмотрительно, именно с точки зрения описанных выше угроз.

Названные вызовы усугубляются ещё и спецификой внешнего воздействия на внутреннюю политическую конфигурацию в России. Нерешённая проблема НГО на иностранном финансировании означает риск их влияния на массу новых политических сил, отдельных политиков и чиновников, которые, как раз в отсутствие жёсткой конкуренции и прочих фильтров вскоре войдут в политическую систему. А это уже риск лоббирования американских интересов и конкретная опасность установления прямого контроля США над этими политическими силами, а посредством них - над процессом принятия важных решений в российском политическом руководстве. Отседова и угроза проникновения на ответственные государственные должности в ходе ротации элит случайных фигур и несложно агентов влияния иностранных государств. А это стопроцентно неприемлемо.

Поэтому, в то же время с открытием политической системы для новых политических сил, необходимо в пакете законов о политической реорганизации предусмотреть жёсткие меры по контролю за иностранным финансированием общественных организаций, работающих в России.

Для успешности политической реорганизации вся российская политико-деловая элита должна твёрдо усвоить, что российская государственность является ценностью сама по себе, а не в сочетании с западными стандартами политической власти; что для успешного экономического развития и геополитической устойчивости страны новые политико-идеологические смыслы и ценности постсоветской России должны вылезать за пределы собственно российского государства и претендовать на универсальное значение, для чего у России есть все возможности.

19 Sep 2018 06:43:54

This RSS feed URL is deprecated

This RSS feed URL is deprecated, please update. New URLs can be found in the footers at https: news.google.com news
19 Sep 2018 01:58:00

Американская Schlumberger готова передать России часть своих технологий

Ведомости Американская Schlumberger готова передать России часть своих технологий Ведомости Американская нефтесервисная компания Schlumberger ради покупки доли в Eurasia Drilling Company готова предоставить российскому конкуренту часть технологий. Это делается на случай, если Schlumberger придется покинуть Россию из-за санкций США. Российские власти уже ...
19 Sep 2018 01:57:24

«Коммерсантъ» узнал детали возможного ответа России на крушение Ил-20

Телеканал ДОЖДЬ Коммерсантъ узнал детали возможного ответа России на крушение Ил-20 Телеканал ДОЖДЬ Российское Минобороны обвинило в крушении Израиль: в ведомстве заявили, что израильские самолеты подставили российский под огонь. Армия обороны Израиля выразила сожаление из-за гибели российских военных, но вину за инцидент возложила на сирийское руководство. Сирийские ПВО сбили российский Ил-20. Россия винит Израиль, Израиль - Сирию Нетаньяху обсудил с Путиным крушение российского Ил-20 в Сирии Посла Израиля вызвали в МИД России из-за сбитого в Сирии Ил-20 - -
19 Sep 2018 00:57:21

Коалиция США приветствовала соглашение России и Турции по Идлибу

Коммерсантъ Коалиция США приветствовала соглашение России и Турции по Идлибу Коммерсантъ Президенты России и Турции Владимир Путин и Тайип Эрдоган 17 сентября в Сочи договорились создать к 15 октября демилитаризованную зону вдоль линии соприкосновения вооруженной оппозиции и правительственных войск в провинции Идлиб. Контролировать зону будут ... Глава МИД Ирана отреагировал на соглашение России и Турции по Идлибу Глава МИД Ирана прокомментировал соглашение России и Турции по Сирии Глава МИД Ирана прокомментировал соглашение России и Турции по Идлибу -
18 Sep 2018 23:56:00

Чемпион России стартовал с крупного поражения в Лиге чемпионов

Lenta Чемпион России стартовал с крупного поражения в Лиге чемпионов Lenta Московский Локомотив проиграл турецкому Галатасараю в матче первого тура группового этапа Лиги чемпионов. Об этом сообщает корреспондент Ленты.ру . Встреча состоялась во вторник, 18 сентября, на стадионе Тюрк Телеком и завершилась со счетом 3:0. На 9-й минуте ... "Галатасарай" - "Локомотив". Почему в Стамбуле так мало болельщиков из России ?
18 Sep 2018 22:59:42

В США заявили об отсутствии иллюзий о шагах России во избежание санкций

Газета.Ru В США заявили об отсутствии иллюзий о шагах России во избежание санкций РБК У США нет иллюзий, что Россия примет условия Вашингтона и предпримет действия для избежания второго раунда санкций в связи с делом Скрипалей . Об этом заявила заместитель госсекретаря США по вопросам контроля над вооружениями и международной безопасности Андрэа ... США выясняют достоверность слов Путина о новейшем оружии России Госдеп потерял веру в желание России избежать санкций по "делу Скрипалей" США рассказали об отсутствии иллюзий по поводу антисанкционных действий России - - -

Keywords:




Net-Skop. Интернет обзор. © Net-Skop team