Net-Skop. Интернет обзор.


ОДКБ: Таджикистан на пороге гражданской войны

Несмотря на массовую (по данным таджикских СМИ) сдачу боевиками оружия и прекращение сопротивления, Таджикистан впритык подошел к той грани внутренней нестабильности, преступив которую есть все основания предположить, что может быть опять развязана полномасштабная гражданская война.

В последнее пора стало привычным, что в мирное время, правительственные войска Республики Таджикистан проводят на своей территории широкомасштабные военные операции. Поводом на тот самый раз послужило то, что в Хороге, центре Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО), был убит высокопоставленный работник государственного комитета национальной безопасности генерал А.Назаров.

В спецоперации приняли участие больше 3-х тыс. служивый и офицеров силовых структур, задействованы боевые вертолеты, бронетехника и артиллерия. В качестве же противников по информации вновь же государственных таджикских СМИ выступили преступные клановые группировки, основная занятие которых фабрика и транзит наркотиков с территории Афганистана.

Однако не все так прозрачно, как кажется на основополагающий взгляд. Напротив, все, что касается Центральной Азии, является делом запутанным и непредсказуемым.

С одной стороны, складывается ощущение о переделе сфер влияния криминалитетом, к которому, учитывая специфика жизни данного региона, имеют касательство и чиновники властных структур (тот, кто жил в центрально-азиатских республиках, представляет, что зачастую политическая элита и криминал – понятия если не неразделимые, то уж метко миролюбиво существующие).

Так, отдельными СМИ высказано предположение, что у А.Назарова (бывший полевой начальник вооруженной оппозиции) и Т.Айембекова (также бывший полевой командир времен гражданской войны 1992 г., сейчас заместитель начальника Ишкашимского пограничного отряда) были договоренности по определенным видам контрабандного товара. И когда возникли некоторые проблемы, генерал Назаров сам лично отправился их урегулировать. Но что-то пошло не так, и его убили.

В то же время, наивно было бы предполагать, что сущность конфликта – это конкуренция между двумя наркогруппировками, условно-частной и государственной. Конфликт в то же время и этнополитический.

По мнению российского эксперта А.Князева Эмомали Рахмону и его окружению, сформированному по родственному и земляческому признакам, удалось на практике целиком истребить некулябскую составляющую в системе государственной власти. А нынешние события – это зачистка политического, экономического и всех иных пространств от последних, уже немногочисленных, остатков оппозиции. Аналогично тому, как летом 2010 г. это происходило в Раштском регионе, когда бывших оппозиционных власти командиров верно так же обвинили в уголовщине и начали проведение войсковой операции.

Так что, данные события – это продолжение гражданской войны, где по обе стороны конфликта – два враждующих этнических лагеря.

Теперь посмотрим на конфликт в Таджикистане с точки зрения субъекта международного права и членства его в таком военно-политическом блоке как ОДКБ.

Подписанием Договора о коллективной безопасности 15 мая 1992 г., Душанбе закрепил за собой позицию считаться государством-основателем данной организации. В условиях наличия в те годы множества внутренних и внешних конфликтов, в том числе, гражданской войны в самой республике, Таджикистан тем самым принял на себя обязательство по «защите территориально-экономического пространства стран участниц договора совместными усилиями армий от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а ещё от природных катастроф крупного масштаба».

Можно по-разному трактовать теперь происходящие в республике события, но факты остаются фактами: существует реальная опасность суверенитету и территориальной целостности (неподчинение центральным властям и сепаратистские настроения в ГБАО), антиправительственную группировку поддерживают боевики из Афганистана (идет их переброска сквозь рубеж при молчаливой помощи правительства Х.Карзая), а кроме того практически непрекращающийся транзит наркотиков.

То есть, присутствовали все предпосылки для включения механизма ОДКБ по обеспечению безопасности одного из ее членов. В качестве же способа напрашивается задействование коллективных сил оперативного реагирования (КСОР).

Напомним, что такие силы созданы в 2009 г. для выполнения таких основных задач, как локализация вооруженных конфликтов, участие в мероприятиях по борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, оружия и боеприпасов, транснациональной организованной преступностью.

То есть, реализация задач целиком возможна в сложившейся ситуации. Но, есть и одно но. Употребление контингентов КСОР определяются Советом коллективной безопасности на основании официального обращения одной или нескольких сторон на основе консенсуса(ст.4 Соглашения о КСОР).

И, как представляется, действующее руководство не собирается совершать такое воззвание вообще, считая данный вооруженный конфликт борьбой с преступностью и своим внутренним делом.

Молчит и ОДКБ. Оно и понятно, имея в условиях задачи такие «X» и «Y», как внутренний политический конфликт, с одной стороны, и проникновение афганских моджахедов и транзит наркотиков, с иной нарыть верное заключение весьма трудно. Однако, его непринятие, в свою очередь, приводит к девальвации значимости ОДКБ как геостратегического игрока.

Получается патовая ситуация, как и в случае с Бишкеком, когда и свергнутый К.Бакиев, и Р.Отунбаева просили неотложно применить КСОР в свою защиту. Тогда, наоборот, мольба была, но решения на использование КСОР не последовало. Так как и там были сугубо внутренние проблемы, вмешательство в которые могло ввергнуть страну в ещё большую нестабильность.

Выводы напрашиваются сами собой: необходимо не только усовершенствовать агрегат принятия решения на применение КСОР странами-членами ОДКБ, но и активизировать дело Организации в плане более целенаправленного и акцентированного влияния на геополитическую ситуацию в регионе.

Так, в соответствии с Положением о порядке реагирования ОДКБ на кризисные ситуации механизм мониторинга и выработки предложений выработан. Указано, кто оценивает обстановку, кому и когда докладывают предложения по обеспечению безопасности Организации, строй проведения консультаций и принятия решения на применение сил и средств ОДКБ.

Но, получается, что не обратись любое государство-член Организации за помощью (а образец Душанбе показывает, что этого не случится, практически, никогда), то позволительно еще продолжительно ждать пока, как вариант, битва в Таджикистане не закончится сама по себе, унеся уже не сотни, а тысячи жизней. Или покуда американцы не сподобятся совершить очередную цветную революцию и посадят своего ставленника, тот, что позволит безмятежно разместить свои базы.

Что характерно, когда собираются главы государств-членов ОДКБ, то проблемы исчезают само по себе. Происходит полное взаимопонимание, документы принимаются пакетами, и, как результат, эффективность механизма функционирования ОДКБ грубо идет вверх. Но вот Совет коллективной безопасности прошел и Секретариат Организации, штаб оставшись единственный на один с геостратегией мягко залегают на дно.

Чему еще необходимо сотвориться или что должно сотвориться сегодня, например, в Таджикистане, чтобы Совет министров иностранных дел, наконец, собрался на консультацию и публично дал свою оценку происходящему? Какие условия должны быть созданы для созыва Совета Министров обороны ОДКБ?

Не хочется объединять события с приходом во главу штаба ОДКБ Казахстана, принесшего как вечно уйму тактических внутриорганизационных идей, но немного озадачивает нарастающая инертная точка зрения ОДКБ на международной арене. Аккурат в недрах Организации должна проистекать бурная реакция на происходящие события. Как раз ОДКБ, как военно-политический блок должен сделаться локомотивом в обеспечении безопасности, в частности, в центрально-азиатском регионе (не исключено, что при роли Казахстана, как регионального лидера), действую оперативно, адекватно складывающейся обстановкой и с учетом мнения и интересов ее членов.

Так, в ситуации, связанной с проведением военной операции в Хороге, еще только с началом зарождающегося конфликта виделось заявление Генерального секретаря ОДКБ с анализом складывающейся ситуации и прогнозом ее возможного развития. То есть необходима публичная позиция Организации с явственно очерченным везде ее интересов.

Возможно, именно отсутствия вразумительно обозначенных позиций ОДКБ по событиям в Центральной Азии (кстати зоне коллективной ответственности Организации) и явилось одной из причин выхода из нее Узбекистана?

Ну а в то время как и Генсек, и Секретариат, и штаб ОДКБ молчат, и никакие катаклизмы не могут их поколебать и снабдить мероприятия по сдерживанию сил, дестабилизирующих обстановку в центрально-азиатском регионе. В то же время, публичные заявления, такие как «Генеральный секретарь ОДКБ заявляет, что …», «Штаб ОДКБ расценивает сложившуюся ситуацию, как…», поднимут не только статус и роль, но и продемонстрируют сплоченность самой Организации.

В этом ключе хочется добавить, что именно в Военной академии Генерального штаба Российской Федерации, есть шибко хорошие методические материалы по формам и способам стратегического сдерживания. Потому как надобность практического применения КСОР уже в эти дни – это, в том числе, и предотвращение угрозы с юга в свете предстоящего вывода Международных сил содействия безопасности из Афганистана.

Безусловно, что утрата политической инициативы, влечет за собой потерю смысла и сути создания как КСОР, так и Коллективных миротворческих сил ОДКБ, которые уже изрядно повысили свою и без того высокую подготовленность и в настоящее время поигрывают мускулами на различных политически-конъюнктурных учениях.

Так, в августе на Чебаркульском полигоне Центрального военного округа Россия состоится учение Коллективных сил быстрого развёртывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности ОДКБ, в рамках которого воинские контингенты Киргизии, России и Таджикистана отработают боевое применение в ходе совместной операции.

В сентябре запланировано масштабное учение КСОР ОДКБ «Взаимодействие-2012», которое пройдёт на территории Армении с участием подразделений из Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Кстати, в рамках совместных манёвров планируется отработать просторный спектр задач специальных операций по стабилизации обстановки в отдельных районах и уничтожению террористических групп.

В октябре на территории Казахстана пройдёт первое миротворческое учение государств-членов ОДКБ «Нерушимое братство-2012».В отработке совместных действий примут участие миротворческие контингенты вооружённых сил Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и, конечно же, Таджикистана.

В итоге, хотелось бы отметить, что нынче решается не только политическая фатум Э.Рахмона, но, в свое время всего, судьбина самого Таджикистана, если хотите, то и геополитической ориентации Центральной Азии.

К сожалению, воздействие ОДКБ на нынешнюю ситуацию со стороны выглядит блекло. Хотя совсем застопорить кровопролитие на Памире и определить статус Таджикистан, как северного бастиона Центральной Азии в противостоянии силам движения «Талибан» реально. И в этом месте же необходимо отметить, что в сложившейся ситуации безмолвия уже броско повысилась активность наших американских «друзей», которые ведут активные консультации с посольством Таджикистана в Кабуле.

Так что, уважаемые члены ОДКБ, – не пора ли нам пора?

20 Jul 2019 14:01:00

"Начались галлюцинации": пациенты ужасаются видом больниц в Ярославле

"Начались галлюцинации": пациенты ужасаются видом больниц в Ярославле Pro Город Ярославль Стены и потолок в разводах, отваливающаяся штукатурка и порваный линолеум. Такими снимками из Областной детской больницы делятся ярославцы ...
20 Jul 2019 09:12:00

Россия не ведет переговоры о второй базе в Кыргызстане — замглавы МИД РФ

Россия не ведет переговоры о второй базе в Кыргызстане замглавы МИД РФ Sputnik Кыргызстан Рассмотреть вопрос о размещении еще одной российской военной базы в республике кыргызская сторона предложила два года назад.
20 Jul 2019 07:37:00

Жээнбеков: участие Киргизии в ООН, ШОС и ОДКБ повышает их потенциал в устранении угроз

Жээнбеков: участие Киргизии в ООН, ШОС и ОДКБ повышает их потенциал в устранении угроз ТАСС Большинство государств, объединившись в разные организации и союзы, активно содействуют в борьбе с международным терроризмом и ...
20 Jul 2019 05:12:44

Как Лукашенко удалось четверть века править Беларусью (фотогалерея)

Как Лукашенко удалось четверть века править Беларусью (фотогалерея) DW НА РУССКОМ Когда Александр Лукашенко триумфально стал первым президентом Беларуси, многим казалось, что долго он на этом посту не задержится. Прошло ...
19 Jul 2019 19:00:43

В Госдуме объяснили, почему слова о поддержке Россией правых партий в Европе неграмотны

В Госдуме объяснили, почему слова о поддержке Россией правых партий в Европе неграмотны Федеральное агентство новостей No.1 Ангела Меркель считает, что правые и популистские партии в Европе пользуются поддержкой и финансированием из России.
19 Jul 2019 16:02:59

Владимир Путин подвел итоги 20-летнего сотрудничества с Республикой Беларусь

Владимир Путин подвел итоги 20-летнего сотрудничества с Республикой Беларусь РИА Пензенской области Президент России Владимир Путин высоко оценил итоги и перспективы сотрудничества двух государств во время пленарного заседания VI Форума ...

Keywords:




Net-Skop. Интернет обзор. © Net-Skop team