Net-Skop. Интернет обзор.


ОДКБ: Таджикистан на пороге гражданской войны

Несмотря на массовую (по данным таджикских СМИ) сдачу боевиками оружия и прекращение сопротивления, Таджикистан впритык подошел к той грани внутренней нестабильности, преступив которую есть все основания предположить, что может быть опять развязана полномасштабная гражданская война.

В последнее пора стало привычным, что в мирное время, правительственные войска Республики Таджикистан проводят на своей территории широкомасштабные военные операции. Поводом на тот самый раз послужило то, что в Хороге, центре Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО), был убит высокопоставленный работник государственного комитета национальной безопасности генерал А.Назаров.

В спецоперации приняли участие больше 3-х тыс. служивый и офицеров силовых структур, задействованы боевые вертолеты, бронетехника и артиллерия. В качестве же противников по информации вновь же государственных таджикских СМИ выступили преступные клановые группировки, основная занятие которых фабрика и транзит наркотиков с территории Афганистана.

Однако не все так прозрачно, как кажется на основополагающий взгляд. Напротив, все, что касается Центральной Азии, является делом запутанным и непредсказуемым.

С одной стороны, складывается ощущение о переделе сфер влияния криминалитетом, к которому, учитывая специфика жизни данного региона, имеют касательство и чиновники властных структур (тот, кто жил в центрально-азиатских республиках, представляет, что зачастую политическая элита и криминал – понятия если не неразделимые, то уж метко миролюбиво существующие).

Так, отдельными СМИ высказано предположение, что у А.Назарова (бывший полевой начальник вооруженной оппозиции) и Т.Айембекова (также бывший полевой командир времен гражданской войны 1992 г., сейчас заместитель начальника Ишкашимского пограничного отряда) были договоренности по определенным видам контрабандного товара. И когда возникли некоторые проблемы, генерал Назаров сам лично отправился их урегулировать. Но что-то пошло не так, и его убили.

В то же время, наивно было бы предполагать, что сущность конфликта – это конкуренция между двумя наркогруппировками, условно-частной и государственной. Конфликт в то же время и этнополитический.

По мнению российского эксперта А.Князева Эмомали Рахмону и его окружению, сформированному по родственному и земляческому признакам, удалось на практике целиком истребить некулябскую составляющую в системе государственной власти. А нынешние события – это зачистка политического, экономического и всех иных пространств от последних, уже немногочисленных, остатков оппозиции. Аналогично тому, как летом 2010 г. это происходило в Раштском регионе, когда бывших оппозиционных власти командиров верно так же обвинили в уголовщине и начали проведение войсковой операции.

Так что, данные события – это продолжение гражданской войны, где по обе стороны конфликта – два враждующих этнических лагеря.

Теперь посмотрим на конфликт в Таджикистане с точки зрения субъекта международного права и членства его в таком военно-политическом блоке как ОДКБ.

Подписанием Договора о коллективной безопасности 15 мая 1992 г., Душанбе закрепил за собой позицию считаться государством-основателем данной организации. В условиях наличия в те годы множества внутренних и внешних конфликтов, в том числе, гражданской войны в самой республике, Таджикистан тем самым принял на себя обязательство по «защите территориально-экономического пространства стран участниц договора совместными усилиями армий от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а ещё от природных катастроф крупного масштаба».

Можно по-разному трактовать теперь происходящие в республике события, но факты остаются фактами: существует реальная опасность суверенитету и территориальной целостности (неподчинение центральным властям и сепаратистские настроения в ГБАО), антиправительственную группировку поддерживают боевики из Афганистана (идет их переброска сквозь рубеж при молчаливой помощи правительства Х.Карзая), а кроме того практически непрекращающийся транзит наркотиков.

То есть, присутствовали все предпосылки для включения механизма ОДКБ по обеспечению безопасности одного из ее членов. В качестве же способа напрашивается задействование коллективных сил оперативного реагирования (КСОР).

Напомним, что такие силы созданы в 2009 г. для выполнения таких основных задач, как локализация вооруженных конфликтов, участие в мероприятиях по борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, оружия и боеприпасов, транснациональной организованной преступностью.

То есть, реализация задач целиком возможна в сложившейся ситуации. Но, есть и одно но. Употребление контингентов КСОР определяются Советом коллективной безопасности на основании официального обращения одной или нескольких сторон на основе консенсуса(ст.4 Соглашения о КСОР).

И, как представляется, действующее руководство не собирается совершать такое воззвание вообще, считая данный вооруженный конфликт борьбой с преступностью и своим внутренним делом.

Молчит и ОДКБ. Оно и понятно, имея в условиях задачи такие «X» и «Y», как внутренний политический конфликт, с одной стороны, и проникновение афганских моджахедов и транзит наркотиков, с иной нарыть верное заключение весьма трудно. Однако, его непринятие, в свою очередь, приводит к девальвации значимости ОДКБ как геостратегического игрока.

Получается патовая ситуация, как и в случае с Бишкеком, когда и свергнутый К.Бакиев, и Р.Отунбаева просили неотложно применить КСОР в свою защиту. Тогда, наоборот, мольба была, но решения на использование КСОР не последовало. Так как и там были сугубо внутренние проблемы, вмешательство в которые могло ввергнуть страну в ещё большую нестабильность.

Выводы напрашиваются сами собой: необходимо не только усовершенствовать агрегат принятия решения на применение КСОР странами-членами ОДКБ, но и активизировать дело Организации в плане более целенаправленного и акцентированного влияния на геополитическую ситуацию в регионе.

Так, в соответствии с Положением о порядке реагирования ОДКБ на кризисные ситуации механизм мониторинга и выработки предложений выработан. Указано, кто оценивает обстановку, кому и когда докладывают предложения по обеспечению безопасности Организации, строй проведения консультаций и принятия решения на применение сил и средств ОДКБ.

Но, получается, что не обратись любое государство-член Организации за помощью (а образец Душанбе показывает, что этого не случится, практически, никогда), то позволительно еще продолжительно ждать пока, как вариант, битва в Таджикистане не закончится сама по себе, унеся уже не сотни, а тысячи жизней. Или покуда американцы не сподобятся совершить очередную цветную революцию и посадят своего ставленника, тот, что позволит безмятежно разместить свои базы.

Что характерно, когда собираются главы государств-членов ОДКБ, то проблемы исчезают само по себе. Происходит полное взаимопонимание, документы принимаются пакетами, и, как результат, эффективность механизма функционирования ОДКБ грубо идет вверх. Но вот Совет коллективной безопасности прошел и Секретариат Организации, штаб оставшись единственный на один с геостратегией мягко залегают на дно.

Чему еще необходимо сотвориться или что должно сотвориться сегодня, например, в Таджикистане, чтобы Совет министров иностранных дел, наконец, собрался на консультацию и публично дал свою оценку происходящему? Какие условия должны быть созданы для созыва Совета Министров обороны ОДКБ?

Не хочется объединять события с приходом во главу штаба ОДКБ Казахстана, принесшего как вечно уйму тактических внутриорганизационных идей, но немного озадачивает нарастающая инертная точка зрения ОДКБ на международной арене. Аккурат в недрах Организации должна проистекать бурная реакция на происходящие события. Как раз ОДКБ, как военно-политический блок должен сделаться локомотивом в обеспечении безопасности, в частности, в центрально-азиатском регионе (не исключено, что при роли Казахстана, как регионального лидера), действую оперативно, адекватно складывающейся обстановкой и с учетом мнения и интересов ее членов.

Так, в ситуации, связанной с проведением военной операции в Хороге, еще только с началом зарождающегося конфликта виделось заявление Генерального секретаря ОДКБ с анализом складывающейся ситуации и прогнозом ее возможного развития. То есть необходима публичная позиция Организации с явственно очерченным везде ее интересов.

Возможно, именно отсутствия вразумительно обозначенных позиций ОДКБ по событиям в Центральной Азии (кстати зоне коллективной ответственности Организации) и явилось одной из причин выхода из нее Узбекистана?

Ну а в то время как и Генсек, и Секретариат, и штаб ОДКБ молчат, и никакие катаклизмы не могут их поколебать и снабдить мероприятия по сдерживанию сил, дестабилизирующих обстановку в центрально-азиатском регионе. В то же время, публичные заявления, такие как «Генеральный секретарь ОДКБ заявляет, что …», «Штаб ОДКБ расценивает сложившуюся ситуацию, как…», поднимут не только статус и роль, но и продемонстрируют сплоченность самой Организации.

В этом ключе хочется добавить, что именно в Военной академии Генерального штаба Российской Федерации, есть шибко хорошие методические материалы по формам и способам стратегического сдерживания. Потому как надобность практического применения КСОР уже в эти дни – это, в том числе, и предотвращение угрозы с юга в свете предстоящего вывода Международных сил содействия безопасности из Афганистана.

Безусловно, что утрата политической инициативы, влечет за собой потерю смысла и сути создания как КСОР, так и Коллективных миротворческих сил ОДКБ, которые уже изрядно повысили свою и без того высокую подготовленность и в настоящее время поигрывают мускулами на различных политически-конъюнктурных учениях.

Так, в августе на Чебаркульском полигоне Центрального военного округа Россия состоится учение Коллективных сил быстрого развёртывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности ОДКБ, в рамках которого воинские контингенты Киргизии, России и Таджикистана отработают боевое применение в ходе совместной операции.

В сентябре запланировано масштабное учение КСОР ОДКБ «Взаимодействие-2012», которое пройдёт на территории Армении с участием подразделений из Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Кстати, в рамках совместных манёвров планируется отработать просторный спектр задач специальных операций по стабилизации обстановки в отдельных районах и уничтожению террористических групп.

В октябре на территории Казахстана пройдёт первое миротворческое учение государств-членов ОДКБ «Нерушимое братство-2012».В отработке совместных действий примут участие миротворческие контингенты вооружённых сил Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и, конечно же, Таджикистана.

В итоге, хотелось бы отметить, что нынче решается не только политическая фатум Э.Рахмона, но, в свое время всего, судьбина самого Таджикистана, если хотите, то и геополитической ориентации Центральной Азии.

К сожалению, воздействие ОДКБ на нынешнюю ситуацию со стороны выглядит блекло. Хотя совсем застопорить кровопролитие на Памире и определить статус Таджикистан, как северного бастиона Центральной Азии в противостоянии силам движения «Талибан» реально. И в этом месте же необходимо отметить, что в сложившейся ситуации безмолвия уже броско повысилась активность наших американских «друзей», которые ведут активные консультации с посольством Таджикистана в Кабуле.

Так что, уважаемые члены ОДКБ, – не пора ли нам пора?

19 May 2019 20:01:00

Блоги / Давыдов.Индекс: Топ событий предстоящей недели 20-26 мая 2019 года

Блоги Давыдов.Индекс: Топ событий предстоящей недели 20-26 мая 2019 года Эхо Москвы Х съезд Федерации независимых профсоюзов России (по 22 мая). Открытие Международного партийного центра Единой России для ...
19 May 2019 19:12:00

В Бишкек прилетел один из руководителей Беларуси — ему напомнили про Бакиева

В Бишкек прилетел один из руководителей Беларуси ему напомнили про Бакиева Sputnik Кыргызстан В столице Кыргызстана пройдет заседание спикеров парламентов стран участниц ОДКБ. БИШКЕК, 19 мая Sputnik. Торага Жогорку Кенеша ...
19 May 2019 18:30:00

Торага Жогорку Кенеша встретился со спикером Госдумы РФ. О чем говорили

Торага Жогорку Кенеша встретился со спикером Госдумы РФ. О чем говорили Sputnik Кыргызстан Глава нижней палаты российского парламента прибыл в Бишкек для участия в Совете Парламентской ассамблеи ОДКБ.
19 May 2019 14:15:00

Опасная высота: как защитить ребенка от выпадения из окна

Опасная высота: как защитить ребенка от выпадения из окна Ярославский регион Весна в этом году теплая, совсем как лето. А это значит, что сезон детских полетов из окон, увы, вновь открыт. 12 мая в Брейтове из окна второго этажа ...
19 May 2019 10:18:05

Глава МИД Армении: От беларуского оружия погибают наши соотечественники

Глава МИД Армении: От беларуского оружия погибают наши соотечественники Belsat TV Из шести стран-участниц Восточного партнерства только на территории Беларуси нет конфликта. В Украине идет война на востоке страны, ...
19 May 2019 01:18:00

Белоруссия на MILEX 2019 договорилась о поставке вооружений и техники на $200 млн

Белоруссия на MILEX 2019 договорилась о поставке вооружений и техники на $200 млн ТАСС МИНСК, 19 мая. ТАСС . Белорусские компании оборонно-промышленного комплекса в рамках выставки вооружения и военной техники MILEX 2019, ...

Keywords:



0 0

Net-Skop. Интернет обзор. © Net-Skop team