Net-Skop. Интернет обзор.


Почему в Израиле учатся по старым советским учебникам?

В начале 30-х годов прошлого века лучшие в мире учебники по Математике "устаревшего" "дореволюционного" Киселёва, возвращенные социалистическим детям, в один момент подняли свойство знаний и оздоровили их психику. И только в 70-х годах иудеям удалось поменять "отличное" на "плохое".

Справка:

Принято считать, что известную реформу математики 1970-1978 гг. («реформа-70») придумал и осуществил академик А.Н. Колмогоров. Это заблуждение. А.Н. Колмогоров был поставлен во главе реформы-70 уже на последнем этапе ее подготовки в 1967 г., за три года до ее начала. Его вклад весьма преувеличен, - он только конкретизировал известные реформаторские установки (теоретико-множественное наполнение, аксиоматика, обобщающие понятия, строгость и др.) тех лет. Ему предназначалась образ сделаться «крайним». Забыто, что всю подготовительную к перестройке работу вел в течение больше 20 лет неформальный коллектив единомышленников, образовавшийся ещё в 1930-х гг., в 1950-1960-х гг. окрепший и расширившийся. Во главе коллектива в 1950-х гг. был поставлен академик А.И. Маркушевич, добросовестно, настойчиво и результативно выполнявший программу, намеченную в 1930-х гг. математиками: Л.Г. Шнирельманом, Л.А. Люстерником, Г М. Фихтенгольцем, П.С. Александровым, Н.Ф. Четверухиным, С. Л. Соболевым, А.Я. Хинчиным и др. [2. С. 55-84]. Как математики весьма способные, они безупречно не знали школы, не имели опыта обучения детей, не знали детской психологии, и оттого задача повышения «уровня» математического образования казалась им простой, а методы преподавания, которые они предлагали, не вызывали сомнений. К тому же они были самоуверенны и пренебрежительно относились к предостережениям опытных педагогов. Источник

"Я бы вернулся к Киселеву". Академик В. И. Арнольд

Призыв "вернуться к Киселеву" раздается вот уже 30 лет. Возник он безотложно после этого реформы-70, изгнавшей из школы прекрасные учебники и запустившей ход прогрессивной деградации образования. Зачем не утихает тот самый призыв?

Кое-кто объясняет это "ностальгией" [1, с. 5]. Неуместность такого объяснения очевидна, если вспомнить, что первый, кто еще в 1980 г., по свежим следам реформы, призвал возвратиться к опыту и учебникам русской школы, был академик Л. С. Понтрягин. Профессионально проанализировав новые учебники, он убедительно, на примерах объяснил, - отчего это надобно произвести [2, с. 99-112].

Потому что все новые учебники ориентированы на Науку, а точнее, на наукообразие и на все сто игнорируют Ученика, психологию его восприятия, которую умели учесть старые учебники. Как раз "высокий теоретический уровень" современных учебников - коренная причина катастрофического падения качества обучения и знаний. Причина эта действует более тридцати лет, не позволяя хоть как-то исправить ситуацию.

Сегодня усваивают математику рядом 20% учащихся (геометрию - 1%) [3, с. 14], [4, с. 63]. В 40-х годах (сразу следом войны!) полноценно усваивали все разделы математики 80% школьников, учившихся "по Киселеву" [3, с. 14]. Это ли не резон за его возвращение детям?

В 80-х годах призыв этот был проигнорирован министерством (М. А. Прокофьев) под предлогом, что "надо совершенствовать новые учебники". В эти дни мы видим, что 40 лет "совершенствования" плохих учебников так и не породили хорошего. И не могли породить.

Хороший учебник не "пишется" в один-два года по заказу министерства или для конкурса. Он не будет "написан" более того в десять лет. Он вырабатывается талантливым педагогом-практиком вкупе с учащимися в течение всей педагогической жизни (а не профессором математики или академиком за письменным столом).

Педагогический дар редок, - значительно реже собственно математического (хороших математиков тьма, авторов хороших учебников - единицы). Главное качество педагогического таланта - способность сочувствия с учеником, которая позволяет верно раскумекать ход его мысли и причины затруднений. Только при этом субъективном условии могут быть найдены верные методические решения. И они должны быть еще проверены, скорректированы и доведены до результата долгим практическим опытом, - внимательными, педантичными наблюдениями за многочисленными ошибками учащихся, вдумчивым их анализом.

Именно так в течение более сорока лет (первое издание в 1884 г.) делал свои замечательные, уникальные учебники педагог Воронежского реального училища А. П. Киселев. Его высшей целью было постижение предмета учащимися. И он знал, как эта мишень достигается. Потому так без труда было обучаться по его книгам.

Свои педагогические принципы А. П. Киселев выразил крайне кратко: "Автор... некогда всего ставил себе целью добиться трех качеств хорошего учебника:
точности (!) в формулировке и установлении понятий,
простоты (!) в рассуждениях и
сжатости (!) в изложении" [5, с. 3].

Глубокая педагогическая значительность этих слов как-то теряется за их простотой. Но эти простые слова стоят тысяч современных диссертаций. Давайте вдумаемся.

Современные авторы, следуя наказу А. Н. Колмогорова, стремятся "к более строгому (зачем? - И.К.) с логической стороны построению школьного курса математики" [6, с. 98]. Киселев заботился не о "строгости", а о точности (!) формулировок, которая обеспечивает их правильное понимание, адекватное науке. Пунктуальность - это соответствие смыслу. Пресловутая формальная "строгость" ведет к отдалению от смысла и, в конце концов, целиком уничтожает его.

Киселев даже не употребляет слова "логика" и говорит не о "логичных доказательствах", как бы бы неотъемлемо свойственных математике, а о "простых рассуждениях". В них, в этих "рассуждениях", разумеется, присутствует логика, но она занимает подчиненное положение и служит педагогической цели - понятности и убедительности (!) рассуждений для учащегося (а не для академика).

Наконец, сжатость. Обратите внимание, - не краткость, а сжатость! Как тонко чувствовал Андрей Петрович скрытый толк слов! Краткость предполагает сокращение, выбрасывание чего-то, может быть, и существенного. Сжатость - сжимание без потерь. Отсекается только лишнее, - отвлекающее, засоряющее, мешающее сосредоточению на смыслах. Цель краткости - уменьшение объема. Цель сжатости - аккуратность сути! Этот комплимент в адрес Киселева прозвучал на конференции "Математика и общество" (Дубна) в 2000 г.: "Какая чистота!"

Замечательный Воронежский математик Ю. В. Покорный, "болеющий школой", установил, что методическая архитектура учебников Киселева наиболее согласована с психолого-генетическими законами и формами развития юного интеллекта (Пиаже-Выготский), восходящими к Аристотелевой "лестнице форм души". "Там (в учебнике геометрии Киселева - И.К.), если кто помнит, изначально изложение нацелено на сенсо-моторное мышление (наложим, т.к. отрезки или углы равны, прочий финал или другая край совпадают и т.д.).

Затем отработанные схемы действий, обеспечивающие начальную (по Выготскому и Пиаже) геометрическую интуицию, комбинациями приводят к возможности догадок (инсайту, ага-переживанию). При этом наращивается аргументация в форме силлогизмов. Аксиомы появляются лишь в конце планиметрии, вслед за тем чего возможны более строгие дедуктивные рассуждения. Не бессмысленно в когдатошние времена аккурат геометрия по Киселеву прививала школьникам навыки формально-логических рассуждений. И делала это довольно успешно" [7, с. 81-82].

Вот где еще одна секрет чудесной педагогический силы Киселева! Он не только психологически точно подает каждую тему, но возводит свои учебники (от младших классов к старшим) и выбирает методы сообразно возрастным формам мышления и возможностям понимания детей, неторопливо и основательно развивая их. Высший порядок педагогического мышления, недоступный современным дипломированным методистам и преуспевающим авторам учебников.

А в настоящее время хочу поделиться одним личным впечатлением. Преподавая во втузе теорию вероятностей, я всю дорогу испытывал дискомфорт при разъяснении студентам понятий и формул комбинаторики. Студенты не понимали выводов, путались в выборе формул сочетаний, размещений, перестановок. Продолжительно не удавалось привнести ясность, покуда не осенила дума обратиться за помощью к Киселеву, - я помнил, что в школе эти вопросы не вызывали никаких затруднений и даже были интересны. В текущее время этот раздел выброшен из программы средней школы, - таким путем Минпрос пытался разрешить созданную им самим проблему перегрузки.

Так вот, прочитав изложение Киселева, я был изумлен, когда нашел у него вывод конкретной методической проблемы, которая длительно не удавалась мне. Возникла волнующая связь времен и душ, - оказалось, что А. П. Киселев знал о моей проблеме, думал над ней и решил ее давным-давно! Заключение состояло в умеренной конкретизации и психологически правильном построении фраз, когда они не только правильно отражают суть, а учитывают ход мысли ученика и направляют ее. И нужно было изрядно помучиться в многолетнем решении методической задачи, чтобы дать оценку искусство А. П. Киселева. Шибко незаметное, сильно тонкое и редкостное педагогическое искусство. Редкостное! Современным ученым педагогам и авторам коммерческих учебников следовало бы заняться исследованиями учебников учителя гимназии А. П. Киселева.

А. М. Абрамов (один из реформаторов-70, - он, по его признанию [8, с. 13], участвовал в написании "Геометрии" Колмогорова) открыто признает, что только потом многолетнего изучения и анализа учебников Киселева стал мало разуметь скрытые педагогические "тайны" этих книг и "глубочайшую педагогическую культуру" их автора, учебники которого - "национальное достояние" (!) России [8, с. 12-13].

И не только России, - в школах Израиля все это момент без комплексов пользуются учебниками Киселева. Этот факт подтверждает управляющий Пушкинского Дома академик Н. Скатов: "Сейчас все чаще специалисты утверждают, что, оказывается, учебник Щербы по русскому языку все-таки перекрывает все новейшие учебники, и, кажется, в то время как мы (?) бесшабашно (?) предавались математическим экспериментам, умные израильтяне обучали алгебре по нашему хрестоматийному Киселеву." [9, с. 75]. {реформируют то они советскую школу для гоев а не для себя!}

У нас же все пора придумываются препятствия. Первый аргумент:"Киселев устарел". Но что это значит?

В науке терминобъяснение термина "устарел" применяется к теориям, ошибочность или неполнота которых установлена их дальнейшим развитием. Что же "устарело" у Киселева? Теорема Пифагора или что-то еще из содержания его учебников? Может быть, в эпоху быстродействующих калькуляторов устарели правила действий с числами, которых не знают многие современные выпускники школ (не умеют складывать дроби)?

Наш оптимальный теперешний математик, академик В. И. Арнольд почему-то не считает Киселева "устаревшим". Очевидно, в его учебниках нет ничего не верного, не научного в современном смысле. Но есть та высочайшая педагогическая и методическая культура и добросовестность, которые утрачены нашей педагогикой и до которой нам ни в жизнь больше не дотянуться. Никогда!

Термин "устарел" - всего лишь лукавый прием, специфический для модернизаторов всех времен. Прием, воздействующий на подсознание. Ничто подлинно ценное не устаревает, - оно вечно. И его не удастся "сбросить с парохода современности", как не удалось свалить "устаревшего" Пушкина РАППовским модернизаторам русской культуры в 20-х годах. Ни при каких обстоятельствах не устареет, не будет забыт и Киселев.

Другой аргумент: возвращение нельзя из-за изменения программы и слияния тригонометрии с геометрией [10, с. 5]. Довод не убедительный - программу позволительно еще раз изменить, а тригонометрию разъединить с геометрией и, главное, с алгеброй. Более того, указанное "соединение" (как и соединение алгебры с анализом) является еще одной грубой ошибкой реформаторов-70, оно нарушает фундаментальное методическое правило - трудности разъединять, а не соединять.

Классическое обучение "по Киселеву" предполагало штудирование тригонометрических функций и аппарата их преобразований в виде отдельной дисциплины в X классе, а в конце - приложение усвоенного к решению треугольников и к решению стереометрических задач. Последние темы были замечательно методически проработаны с помощью последовательности типовых задач. Стереометрическая проблема "по геометрии с применением тригонометрии" была обязательным элементом выпускных экзаменов на аттестат зрелости. Учащиеся добро справлялись с этими задачами. А сегодня? Абитуриенты МГУ не могут найти решение простую планиметрическую задачу!

Наконец, еще единственный убийственный аргумент, - "у Киселева есть ошибки" (проф. Н. X. Розов). Интересно, какие же? Оказывается, - пропуски логических шагов в доказательствах.

Но это же не ошибки, это сознательные, педагогически оправданные пропуски, облегчающие понимание. Это - строгий методический принцип русской педагогики: "не следует норовить разом к жестко логическому обоснованию того или иного математического факта. Для школы полностью приемлемы "логические скачки сквозь интуицию", обеспечивающие необходимую доступность учебного материала" (из выступления видного методиста Д. Мордухай-Болтовского на Втором Всероссийском съезде преподавателей математики в 1913 г).

Модернизаторы-70 заменили этот принцип антипедагогическим псевдонаучным принципом "строгого" изложения. Именно он уничтожил методику, породил непонимание и омерзение учащихся к математике. Приведу образец педагогических уродств, к которым ведет этот принцип.

Вспоминает пожилой новочеркасский преподаватель В. К. Совайленко. "25 августа 1977 г. проходило совещание УМСа МП СССР, на котором академик А. Н. Колмогоров анализировал учебники математики с 4-го по 10-й классы и рассмотрение каждого учебника заканчивал фразой: "После некоторой корректировки это будет хороший учебник, и если вы правильно понимаете этот вопрос, то вы одобрите этот учебник". Присутствовавший на заседании учитель из Казани с сожалением сказал рядом сидящим: "Это же надо, гений в математике - профан в педагогике. Он не понимает, что это не учебники, а уроды, и он их хвалит".

В прениях выступил столичный учитель Вайцман: "я прочитаю из действующего учебника геометрии определение многогранника". Колмогоров, выслушав определение, сказал: "Верно, все верно!". Учитель ему ответил: "В научном отношении все верно, а в педагогическом - вопиющая безграмотность. Это определение напечатано жирным шрифтом, значит, для обязательного заучивания, и занимает полстраницы. Так неужто сущность школьной математики в том, чтобы миллионы школьников зубрили определения в полстраницы учебника? В то время, как у Киселева это определение дано для выпуклого многогранника и занимает менее двух строк. Это и научно, и педагогически грамотно."

О том же говорили в своих выступлениях и другие учителя. Подводя итоги, A. Н. Колмогоров сказал: "К сожалению, как и прежде, продолжалось ненужное критиканство вместо делового разговора. Вы меня не поддержали. Но это не имеет значения, т. к. я договорился с министром Прокофьевым и он меня на сто процентов поддерживает."Данный факт изложен B. К. Совайленко в официальном письме в адрес ФЭС от 25.09.1994 г.

Еще один увлекательный пример профанации педагогики специалистами-математиками. Пример, нежданно приоткрывший одну поистине "тайну" Киселевских книг. Лет десять обратно присутствовал я на лекции крупного нашего математика. Лекция посвящалась школьной математике. В конце задал лектору вопрос, - как он относится к учебникам Киселева? Ответ: "Учебники хорошие, но они устарели". Реакция банален, но любопытно было продолжение, - в качестве примера лектор нарисовал Киселевский чертеж к признаку параллельности двух плоскостей. На этом чертеже плоскости грубо изгибались для того, чтобы пересечься. И я подумал: "Действительно, какой несуразный чертеж! Нарисовано то, чего быть не может!" И неожиданно явственно вспомнил настоящий чертеж и даже его положение на странице (внизу-слева) в учебнике, по которому учился без малого сорок лет назад. И почувствовал связанное с чертежем чувство мускульного напряжения, - словно пытаюсь насильственно совместить две непересекающиеся плоскости. Сама-собой возникла из памяти четкая формулировка: "Если две пересекающиеся прямые "одной плоскости параллельны -..", а следом за ней и все короткое свидетельство "от противного".
Я был потрясен. Оказывается, Киселев запечатлел в моем сознании этот осмысленный математический факт навечно (!).

Наконец, пример непревзойденного искусства Киселева относительно с современными авторами. Держу в руках учебник для 9-го класса "Алгебра-9", изданный в 1990 году. Автор - Ю. Н. Макарычев и К0, и между прочим, именно учебники Макарычева, а кроме того Виленкина, приводил в качестве примера "недоброкачественных, ... безграмотно выполненных" Л. С. Понтрягин [2, с. 106]. Первые страницы: §1. "Функция. Область определения и область значений функции".

В заголовке указана цель - разъяснить ученику три взаимосвязанных математических понятия. Как же решается эта педагогическая задача? Сперва даются формальные определения, опосля уймище разношерстных абстрактных примеров, потом море хаотичных упражнений, не имеющих рациональной педагогической цели. Налицо перегрузка и абстрактность. Изложение занимает семь страниц. Форма изложения, когда начинают с невесть откель взявшихся "строгих" определений и следом "иллюстрируют" их примерами, трафаретна для современных научных монографий и статей.

Сравним изложение той же темы А. П. Киселевым (Алгебра, ч. 2. М.: Учпедгиз. 1957). Методика обратная. Начинается предмет с двух примеров - бытового и геометрического, эти примеры славно знакомы ученику. Примеры подаются так, что вестимо приводят к понятиям переменной величины, аргумента и функции. Позже этого даются определения и еще 4 примера с очень краткими пояснениями, их цель - ревизовать разумение ученика, придать ему уверенности. Последние примеры также близки ученику, они взяты из геометрии и школьной физики. Изложение занимает две (!) страницы. Ни перегрузки, ни абстрактности! Пример "психологического изложения", по выражению Ф. Клейна.

Показательно сопоставление объемов книг. Учебник Макарычева для 9 класса содержит 223 страницы (без учета исторических сведений и ответов). Учебник Киселева содержит 224 страницы, но рассчитан на три года обучения - для 8-10 классов. Объем увеличился в три раза!

Сегодня очередные реформаторы стремятся уменьшить перегрузку и "гуманизировать" обучение, якобы заботясь о самочувствие школьников. Слова, слова... На самом же деле, вместо того, чтобы соорудить математику понятной, они уничтожают ее основное содержание. Сначала, в 70-х гг. "подняли теоретический уровень", подорвав психику детей, а сейчас "опускают" этот уровень примитивным методом выбрасывания "ненужных" разделов (логарифмы, геометрия и др.) и сокращением учебных часов [11, с. 39-44].

Подлинной гуманизацией было бы именно возвращение к Киселеву. Он сделал бы математику снова понятной детям и любимой. И этому есть прецедент в нашей истории: в начале 30-х годов прошлого века "устаревший" "дореволюционный" Киселев, возвращенный "социалистическим" детям, в два счета поднял качество знаний и оздоровил их психику. И, может быть, помог одержать победу в Великой войне.

Главным препятствием являются не аргументы, а кланы, контролирующие Федеральный комплект учебников и выгодно размножающие свою учебную продукцию. Такие деятели "народного просвещения", как недавний председатель ФЭС Г. В. Дорофеев, тот, что поставил родное имя уже, наверное, на сотне учебных книг, выпущенных "Дрофой", Л. Г. Петерсон [12, с. 102-106], И. И. Аргинская, Е. П. Бененсон, А. В. Шевкин (см. сайт "www.shevkin.ru"), и пр., и пр. Оцените, к примеру, нынешний педагогический шедевр, нацеленный на "развитие" третьеклассника:

"Задача 329. Для определения значений трех сложных выражений учеником выполнены такие действия: 320-3, 318+507, 169-3, 248:4, 256+248, 231-3, 960-295, 62+169, 504:4, 256+62, 126+169, 256+693. 1. Выполни все указанные действия. 2. Восстанови сложные выражения, если одно из действий встречается в двух из них (??). 3. Предложи близкое продолжение задания." [13].

Но Киселев вернется! В разных городах уже есть учителя, которые работают "по Киселеву". Начинают издаваться его учебники. Возвращение незримо грядет! И вспоминаются слова: "Да здравствует солнце! Да скроется тьма!"

16 Jul 2018 06:07:39

This RSS feed URL is deprecated

This RSS feed URL is deprecated, please update. New URLs can be found in the footers at https: news.google.com news
15 Jul 2018 18:53:40

Матвей Ганапольский / Ганапольское: Итоги без Евгения Киселева // 15.07.18

Радиостанция ЭХО МОСКВЫ (Блог) Матвей Ганапольский Ганапольское: Итоги без Евгения Киселева 15.07.18 Радиостанция ЭХО МОСКВЫ (Блог) ... футбол политика чм-2018 рф власть спорт фото пенсии трамп путин сша акции искусство сенцов история сми экономика эхо москвы память нато наука регионы образование петербург · 'Вопросы к интервью. 15 июля 2018. Z Ганапольское. Итоги без Евгения Киселева Все выпуски ...
13 Jul 2018 23:42:09

По-мнению Дмитрия Киселева, мужчины сами виноваты

Информационно-сервисный портал Воронежа По-мнению Дмитрия Киселева , мужчины сами виноваты Информационно-сервисный портал Воронежа что не доживают до пенсионного возраста. Они пьют, лихачат, дерутся на смерть или кончают жизнь самоубийством. Мы открыли данные Росстата за 2017 год, чтобы узнать, насколько удачно Киселев тыкнул пальцем в небо и в чем на самом деле кроется причина высокой смертности.
13 Jul 2018 19:13:39

В Туапсе «списали» скалу Киселева и другие памятники природы

РИА ФедералПресс В Туапсе списали скалу Киселева и другие памятники природы РИА ФедералПресс КРАСНОДАР, 13 июля, ФедералПресс. Традиционно пятница время новостей под рубрикой Антислухи . Поговаривают, что в Туапсе пройдут общественные слушания по вопросу снятия статуса памятников природы со скалы Киселева , скального городища Орлан и еще трех ...
12 Jul 2018 10:01:23

Претензии Орловой к ипотечному фонду Киселева не подтвердились

ПроВладимир Претензии Орловой к ипотечному фонду Киселева не подтвердились ПроВладимир В первый раз претензию к структуре Киселева хозяйка Белого дома высказала на конференции Единой России . Тогда Орлова заявила, что ипотечный фонд имел по 8000 рублей с квадратного метра , и по этому факту проводится проверка. Хотя ни одна силовая и контролирующая ...
12 Jul 2018 08:00:23

Информация об отставке главы тюменской ГИБДД Михаила Киселева подтвердилась

Наш Город Тюмень Информация об отставке главы тюменской ГИБДД Михаила Киселева подтвердилась Наш Город Тюмень Начальник ГИБДД Тюменской области Михаил Киселев ушел в отставку по выслуге лет. Об этом стало известно накануне, 11 июля. Михаил Киселев уволен на пенсию по выслуге лет. Рапорт об отставке он подал в начале месяца. На сегодняшний день приказ об его увольнении ... Начальник ГИБДД Тюменской области Михаил Киселев ушел в отставку Возглавлявший тюменскую ГИБДД Михаил Киселев покинул свой пост Глава тюменской ГИБДД Михаил Киселев ушел в отставку - -

Keywords:




Net-Skop. Интернет обзор. © Net-Skop team