Net-Skop. Интернет обзор.


Экономика будущего: как меняют потребительские привычки

Пользователи создают в сети площадки, на которых берут приятель у друга в аренду жилье, автомобили, велосипеды и технику для дома.

Фредерик Ларсон - всего только одна учетная единица статистики неполной занятости и сокращения доходов в некоторых отраслях экономики США. Тот самый 63-летний фотограф, воспитывающий двоих детей - студентов колледжа, в 2009 году попал под сокращение в газете San Francisco Chronicle. В текущий момент он преподает в сан-францисской Школе искусств, миг от времени выезжая с лекциями на Гавайи. Но это не компенсирует ему потерянной зарплаты. Не говоря уж о служебной машине, которой он ещё лишился.

Но Ларсон кроме того учетная единица революции, которая происходит сегодня в экономике и превращает миллионы людей в «немного-предпринимателей», разрушая привычные представления о потреблении и собственности. На 12 дней в месяц он, используя портал Airbnb, сдает наш дом, расположенный недалеко от Сан-Франциско, за $100 в сутки, из которых $97 достается ему. А на четыре вечера в неделю он превращает свойский Prius в такси, используя для этого сайт Lyft. И это приносит ему ещё по $100 за ночь.

Ему это все не очень-то нравится: когда в его доме живут постояльцы, сам он ютится в одной комнатке, которую выгородил для себя, и ходит в гимнастический зал, чтобы принять душ. Зато он получает таким образом примерно $3000. «У меня есть продукты, которые я могу кому-то предложить: Prius и дом», - говорит он. В текущее время он ищет в сети вероятность сдавать кому-нибудь в аренду близкое фотооборудование.

Share economy. Так называемая гигономика - изобилие краткосрочных вакансий, которые несложно нарыть на онлайновых площадках, - уже неоднократно описана; все время появляются все новые сайты типа TaskRabbit, Exec и Mechanical Turk от Amazon. Но Ларсон может считывать себя участником взаимоотношений еще не настолько заметных, но потенциально больше разрушительных для господствующей экономической модели - их называют share (или sharing) economy: когда обладатели обращаются к онлайновым площадкам для того чтобы капитализировать неиспользуемую количество принадлежащего им имущества, а потребители скорее арендуют то, что им нужно, у частных лиц, чем купят или арендуют у компаний.

Наиболее известное воплощение этой тенденции - сервис Airbnb, и все-таки за последние четыре года возникло как самое меньшее 100 компаний, которые предлагают собственникам извлекать мелкий барыш из самого разнообразного имущества без необходимости нести какие-то дополнительные расходы. «Sharing economy - приметный тренд, не думаю, что это легко случайный всплеск активности», - говорит Джо Краус, первый партнер Google Ventures, тот, что сам уже вложился в два сервиса по совместному использованию автомобилей (car-sharing).

Концепция совместного пользования создает рынки из вещей, о монетизации которых еще немного лет вспять нереально было и подумать. Несколько лишних квадратных метров на автомобильной дорожке перед домом могут приносить доход, если вы выставите их на Parking Panda. DogVacay дает возможность обратить лишнюю неотремонтированную комнату вашего дома в пентхаус для чьей-то собаки. Вы заядлый походник, но у вас недавно родился ребенок? Сдайте покуда свою палатку за $10 в день посредством Rentoid. В гараже давнехонько валяется дрель? Это принесет еще $10 в день, если обратиться на SnapGoods. А сервис Liquid увеличит ваш доход на двадцатку, если у вас есть старинный велосипед, на котором могут покататься заезжие туристы.

Именно желанием приобщиться к share economy разрешается пояснить недавнюю покупку за $500 млн группой Avis Budget сервиса Zipcar, хотя в прошлом году этот стартап, занимающийся почасовой арендой автомобилей, показал ничтожную польза $4,7 млн и лишен главной фишки - весь его парк автомобилей находится в имущества компании. Больше перспектив у прочий модели, когда людям предоставляют возможность забирать машины в аренду товарищ у друга, - этим занимаются такие сервисы, как RelayRides и Getaround, которые как бы бы копируют Hertz или Avis, но только машин в собственности не имеют. 50 000 автомобилей, которые не возбраняется арендовать с их помощью, большую доля времени без толку стоят на дорожках у частных домов по всей Америке. Небольшую часть этого пирога имеют сервисы SideCar и Lyft, которые помогают монетизировать свободное местоположение в частном автомобиле - забрать в поездку платного пассажира.

По оценкам Forbes, оборот share economy в текущем году превысит $3,5 млрд, а финансы прямо перетекут из кармана в карман. Это на 25% больше, чем годом раньше, и с таким приростом это уже не побочный приработок при стагнации рынка зарплат в США, а экономический тренд разрушительной силы. Формирование технологий ускоряют движение в этом направлении. Электронный аукцион Ebay ввел систему рейтингов, которая помогает дать оценку надежность контрагента. С помощью Facebook разрешено кинуть взор его профайл. Приложения к смартфонам помогают делать транзакции, разыскивать выгодные предложения поблизости и расплачиваться.

«Мы уходим от модели, где все завязано на собственности, и приближаемся к той, которая основана на доступе к имуществу», - говорит Лайза Гански, которая основала ресурс Ofoto, и в 2001 году продала его Eastman Kodak. «Все люди, которые предоставляют подобные услуги, - предприниматели или микропредприниматели, - считает единственный из основоположников share economy и сооснователь Airbnb Брайан Чески. - И они уже стали более независимыми, свободными и экономически состоятельными».

Конечно, десятки стартапов, использующих этот тренд, разорятся, ибо для площадок такого рода действует правило «победитель получает все». Но и победители должны удерживать оборону под натиском регуляторов и чиновников. Airbnb борется за легализацию своей деятельности в Нью-Йорке и Сан-Франциско. В Калифорнии недавно были возбуждены дела супротив Lyft и SideCar из-за отсутствия у них лицензии. Ну и конечно, предстоит невпроворот споров из-за того, как облагать налогами занятие таких площадок и как оградить потребителей от мошенников.

Модель Airbnb. Позволительно считать, что share economy зародилась в Сан-Франциско в 2008 году. Как раз тогда Брайан Чески и Джо Геббиа, недавние выпускники школы дизайна Род-Айленда, переехавшие на западное побережье, решили, что могут чуть-чуть подзаработать, если поселят в своих квартирах участников конференции по промышленному дизайну - на надувных кроватях. Чтобы прорекламировать родное предложение они сделали сайт Airbedandbreakfast.com. За неделю с ними связались три человека, и партнеры решили, что имеет толк схватить кредит по карточке и изготовить сайт побольше, разместив на нем больше предложений. «Мы тогда и не думали, что становимся участниками новой экономики, - говорит Чески. - Мы без затей решали свои проблемы. И только позже поняли, как немало людей хотят того же».

Чтобы усилить техническую сторону проекта, два дизайнера привлекли Натана Блечаржика, соседа Геббиа в студенческом общежитии. Вначале их сайт был сфокусирован на крупных мероприятиях, в преддверии которых все номера в отелях были уже забронированы, - например, съезда Демократической партии в 2008 году. В 2009 году создатели Airbnb попали в бизнес-акселератор Y Combinator в Кремниевой долине, хотя у его основателя Пола Грэма были сомнения на их счет. «Мы скептически отнеслись к этой идее, но пацаны нам понравились», - говорит Грэм. Команда Airbnb получила $600 000 посевных инвестиций от Sequoia Capital.

Проект Airbnb на первых порах развивался медленно. Он столкнулся с массой проблем, не последней из них было социальное неприятие самой идеи. Шибко многие говорили Чески, что думка сдавать свое жилье незнакомцам кажется им дикой. Собираясь притянуть больше предложений, команда Airbnb отправилась в 2009 году в Нью-Йорк, чтобы лично повстречаться с владельцами жилья и понять, что нужно исправить на сайте.

Тот год Airbnb завершил, имея 100 000 заказов (в суточном исчислении). В 2010 году сайт стал международным, и цифра заказов выросло до 750 000, в 2011-м на нем было продано 2 млн «ночей».

Airbnb использует брокерскую модель. Он предоставляет площадку для совершения сделок и некоторые услуги словно бы клиентской поддержки, приема платежей и страховки для владельцев жилья ($1 млн). За это он берет плату - 3% с арендодателя и от 6% до 12% с арендатора в зависимости от стоимости объекта.

В прошедшем году число заказов на сайте достигло, по оценке Майкла Патчера из Wedbush Securities, 12–15 млн «ночей». Для сравнения: вся гостиничная индустрия США, по оценкам исследовательской компании STR, с января по ноябрь 2012 года продала 1 млрд «ночей». Патчер полагает, что Airbnb в будущем достигнет показателя 100 млн «ночей» в год, и тогда выручка сайта превысит $1 млрд (по итогам 2012 года ожидается в районе $150 млн).

Сосредоточившись на экспансии, сайт, возможно, принес убытки в прошедшем году, но это не страшно, если тебя завалила деньгами Кремниевая долина. Чески с партнерами на данный миг получили $120 млн от Sequoia, Greylock Partners, Andreessen Horowitz and Y Combinator. Сейчас команда Airbnb ведет переговоры о привлечении еще $150 млн. Текущая капитализация сайта составляет $2,5 млрд, а доли каждого из основателей оцениваются в $400 млн. Возможно, быстро они станут первыми миллиардерами share economy. «Потенциал сильно велик, - говорит Грег Макэду из Sequoia. - Лет сквозь двадцать мы и представить себе не сможем бытие без совместного потребления».

Новое поколение - новая экономика? Airbnb появился в правильное время, и ему повезло с основателями. Но он также здорово выиграл от той трансформации сознания потребителей, которая происходила на протяжении последних пяти лет. Это раньше всего касательство к собственности - вероятно, это будет признано самым заметным следствием рецессии. Ее уроки коснулись базовых, сильно укорененных вещей: занимать деньги, чтобы приобрести недвижимость, - сомнительное предложение, это могут удостоверить хозяева 16,5 млн заложенных домов по всей Америке. Основа «американской мечты» - владение имуществом - оказалась поколеблена. «Изменения заметны, в особенности посреди молодых, - подтверждает Шэннон Кинг из Национальной ассоциации риелторов. - Им особенно нравится мысль свободы от собственности. Они могут зачастую изменять место жительства, их образ жизни относительно гибок».

Новая парадигма повлияла и на владение «старым» имуществом. Например, разрушается стереотип, в соответствии которому, окончив школу, надобно немедленно приобретать автомобиль, чтобы катать на нем друзей и девушек. Доля молодых американцев (18–34 года) в покупке новых машин упала с 16% в 2007 году до 12% в 2012-м, по оценке Лейси Плейш , главного экономиста Edmunds.com.

«Дети миллениума», растущая экономическая мощь Америки, культурно запрограммированы таким образом, чтобы хватать и сдавать в аренду и пользоваться вещами совместно. Они не покупают газет, а схватывают и распространяют новости через фейсбук и твиттер. Они не покупают DVD-проигрыватели, а обмениваются сериалами и шоу в торрентах. Они не покупают CD, а подписываются на музыку на сервисах как будто Spotify или Pandora (или несложно крадут ее). Например, 23-летняя Сабрина Эрнандес до недавнего времени работала в Starbucks, но решила уволиться, позже того как прошлой осенью начала получать по $1200 в месяц, сдавая одну комнату в своей квартире через сайт DogVacay. «Это мне приносит больше денег, чем служба в сфере обслуживания», - объясняет она.

В то период как отели выжидают, в то время как держава сделает за них всю грязную работу с Airbnb, другие отрасли вынуждены выкручиваться сами. Наиболее заметны успехи «автомобилистов». Уже упоминалось поглощение компанией Avis сервиса Zipcar. Daimler спешно начала развивать программу car2go, которая позволяет арендовать сити-кар Smart с поминутной оплатой. Сервис стартовал в 2009 году в немецком Гамбурге и американском Остине (штат Техас), сейчас им охвачены уже 18 городов, в том числе девять в Северной Америке. Car2go берет за аренду автомобиля 38 центов в минуту, охватывая плату за топливо, страховку и паркинг. Клиенты не должны возвращать машину в то место, где она была взята, и им не необходимо бронировать авто заранее.

Тем временем розничная сеть Home Depot без малого в половине своих магазинов (их в США порядка 2000) создала отдел, в котором можно брать напрокат товары от тележек до пил и дрелей. Майкл Джонс, управляющий этого направления подчеркивает, что все предметы в отличном состоянии и это является конкурентным преимуществом перед предложениями об аренде от частных лиц.

А вот иной образец - сервис аренды автомобилей у частных лиц RelayRides, уже функционирующий в тысячах городов США, в который General Motors инвестировала $3 млн. Зачем? Это маркетинг. Группа рассчитывает, что человек, взявший «шевроле» в аренду, в такой степени полюбит эту марку, что затем ее купит. Чтобы стимулировать спрос на свои автомобили, GM пошла на то, что зачитывает цена аренды в плату за свежий автомобиль.

Плюсы и минусы. Экономисты еще не решили, как оценить sharing economy. Они стоят перед вопросом: создается ли в результате новая стоимость или нетрудно новые сервисы замещают имеющийся уже бизнес. Наверное, подходят оба ответа. Постоянно возможен краткосрочный негативный результат для экономики, оттого что в результате дядя не покупает новоиспеченный автомобиль. Но в долгосрочной перспективе экономика выигрывает, и это ладно для всех. В прошлом году Airbnb заказала изучение влияния своего коммерциала на городок Сан-Франциско и обнаружила «ошеломительный эффект». Потому как предложения Airbnb оказались дешевле, чем у отелей, приезжие жили в арендованном жилье дольше и сообразно оставляли в городе больше денег, в среднем $1100, тогда как туристы, остановившиеся в отеле, - $840. А 14% респондентов сказали, что вообще не приехали бы в Сан-Франциско, если бы не Airbnb.

Некоторые критики Airbnb не принимают этот сервис всерьез, считая его коммерциал случайным трендом, возникшим в трудное для экономики момент (Airbnb признает, что 42% владельцев жилья выставили его, чтобы получить на жизнь). Ну и, конечно, они подмечают слабые места всех аналогичных сайтов - безопасность, клиентская помощь и свойство товаров.

Остаются еще и проблемы с регуляторами: городские власти Нью-Йорка и Сан-Франциско под давлением раздраженных соседей приняли законы, ограничивающие краткосрочную аренду у частных лиц. В штате Калифорния привлекают к ответственности сервисы аренды автомобилей, которые не имеют лицензии на такси. И по разным поводам возникают проблемы с налогообложением. Впрочем, гендиректор компании SideCar Сунил Пол считает, что урегулирование налоговых претензий - это просто вопросительный мотив времени: «Власти должны осознать, что действующие правила были придуманы практически во времена хайвеев и телефонов. А сейчас мы входим в новую эру».

19 Sep 2017 06:05:13

Как подобие "книги отзывов" помогло раскрутить eBay, Uber и AirBnB

BBC Русская служба Как подобие "книги отзывов" помогло раскрутить eBay, Uber и AirBnB BBC Русская служба Вы покупаете что-то онлайн - вы оцениваете продавца, продавец оценивает вас. Вы используете Uber - вы оцениваете водителя, водитель оценивает вас. Вы арендуете жилье через AirBnB - вы оцениваете хозяина, хозяин оценивает вас. Несколько положительных отзывов от других ...
18 Sep 2017 20:21:19

Where to Book When You Want to Airbnb Like a King

GQ Magazine Where to Book When You Want to Airbnb Like a King GQ Magazine Airbnb , once a tiny upstart and now a travel behemoth, has made traveling far more affordable, and far less stuffy. It lets us feel a little less touristy and meet interesting people whether you're renting from them or buying a coffee from them next ...
17 Sep 2017 18:26:19

Le Figaro: как мэрия Парижа борется с Airbnb

RFI Le Figaro: как мэрия Парижа борется с Airbnb RFI Власти Парижа в очередной раз ужесточают законодательство в области краткосрочной аренды жилья через интернет. Новые правила направлены в первую очередь против платформы AirBnb , через которую во Франции сдают более 400 000 квартир и комнат. Начиная со 2 октября, ...
06 Sep 2017 18:36:48

Стартап украинских разработчиков People.ai привлёк $7 млн от ...

vc.ru Стартап украинских разработчиков People.ai привлёк $7 млн от ... vc.ru Стартап для оценки эффективности продаж People.ai привлек $7 млн инвестиций. Средства в проект вложили инвесторы Airbnb и Snapchat, сообщает ... Украинский стартап People.ai привлёк $7 млн от инвесторов ...
06 Sep 2017 06:18:31

Airbnb показал, как выглядит комната после самого худшего ...

Life.ru Airbnb показал, как выглядит комната после самого худшего ... Life.ru Парижанка, которая решила подзаработать и сдать свою квартиру на Airbnb, пришла в ужас, когда вернулась домой. Гость, который снял у неё жильё, ...

Keywords:





Net-Skop. Интернет обзор. © Net-Skop team