Фильмография джим джармуш

биография

Мать Джима Джармуша (младшего из троих детей), ирландского и немецкого происхождения, была кино- и театральным критиком журнала Akron Beacon Journal, прежде чем вышла замуж за отца Джима, бизнесмена чешского происхождения и немца, работавшего на BF Goodrich . Его мать познакомила его с миром кино, подвозя его в местный кинотеатр, пока она ходила по магазинам. Отмеченный Антониони , Мизогучи , Одзу , которого он обнаружил в парижской фильмотеке , он поступил в Нью-Йоркский университет на секцию «Кино». Его дипломный фильм « Постоянные каникулы» был представлен на многочисленных кинофестивалях в 1980 году. Характеристики, которые определяют стиль и сценарии Джармуша, уже частично присутствуют в этом фильме: разочарованный денди антигероев , работа в фильме, аскетизм, аппетит к описанию маргинализированные, склонность вести странную, причудливую повседневную жизнь.

Через несколько лет он стал ассистентом Вима Вендерса на съемках фильма « Ника» . В 1984 году за свой фильм « Более страннее , чем рай» Джармуш, в свою очередь, получил « Золотую камеру» на Каннском кинофестивале и « Золотого леопарда» на кинофестивале в Локарно . Как Спайка Ли , Дэвид Линч , Оливер Стоун или братьев Коэнов , Джима Джармуша затем воплощает, в жанре все его собственные, возрождение американского кино 1980 — х годов. Он официально преследует его авторское кино с законом (1986) , характеризующийся стиль, чаще всего состоящий из длинных серийных снимков, боковых снимков с очень музыкальным и созерцательным монтажом. Все эти ингредиенты будут раскрашены в Mystery Train (1989) и Night on Earth (1992). В этих двух фильмах Джим Джармуш по-прежнему обращается к своим любимым темам: странствиям, поискам идентичности и сладкой разочарованной меланхолии современного мира.

Сделав несколько выступлений в качестве актера, особенно в Бруклинском буги-вуги , он сделал свой первый шаг в мир документального кино ( Год Лошади ) в 1997 году.

В 1995 году с участием Мертвеца с Джонни Деппом Джим Джармуш вернулся к черно-белому фильму и оригинальному саундтреку Нила Янга . Этот метафизический вестерн считается одним из лучших его фильмов . Его следующий фильм «Собака-призрак» , выпущенный в 1999 году, посвящен миру рэпа и фильмов о кунг-фу в сочетании жанров, что подтверждает стиль Джармуша сэмплирования и коллажа, как в музыкальном, так и в кинематографическом плане. С выпуском « Кофе и сигарет» в 2003 году, который длился почти двадцать лет, он вернулся к черному и белому.

Его фильмы « Сломанные цветы» и « Выживут только любовники» , выпущенные в 2005 и 2014 годах соответственно, были отобраны на официальном конкурсе Каннского кинофестиваля. Первый получает главный приз .

Клавиатура музыкант, он основал The Del-Byzanteens  (EN) , а пост-панк группу . С 2010 года он является участником рок-группы SQÜRL. Он также подписывает два альбома с Йозефом Ван Виссемом.

В 2016 году он представил на Каннском кинофестивале два фильма  : « Патерсон» на конкурсе в официальном отборе и « Дай мне опасность» , документальный фильм о группе The Stooges , в «Midnight Sessions». В том же году свет увидел свет под названием « Джим Джармуш», еще один взгляд, биографический очерк и ретроспектива, сопровождаемые выставкой в ​​Бельгии.

В 2019 году он вернулся на Каннский кинофестиваль со своим новым фильмом «Мертвые не умирают» , который открылся и разыграл Золотую пальмовую ветвь . Рецензии, в отличие от его предыдущих фильмов, неоднозначные или даже отрицательные.

Бонус

Джармуш в «Симпсонах»:

Джим Джармуш также принимал участие в неком подобии спин-оффа (ремейка? ребута? сиквела?) «Космического призрака». В мультсериале 60-х годов супергерой спасал планету от всякой нечисти, а в конце 90-х закономерно вышел на пенсию и запустил ток-шоу со звездами, где выставляет их дураками. В отличие от своего предшественника, новый «Космический призрак» продержался аж 12 сезонов и был закрыт в 2008 году. Выходило шоу сначала на Cartoon Network, потом на Adult Swim.

Видео с Джимом из сети таинственным образом исчезло, но вот нарезка с другими звездами, чтобы вы оценили, так сказать, подход:

Внешний вид экрана

Действующие кредиты

Год Фильм Роль Примечания
1980 Подземный США Звукооператор
1984 Американский автобан Продюсер
1987 Прямо в ад Амос Дейд
1987 Хельсинки Неаполь всю ночь напролет Бармен # 2
1988 Candy Mountain
1989 Ленинградские ковбои идут в Америку Автосалон в Нью-Йорке
1990 Золотая лодка Чужой человек
1992 В супе Монти
1995 Железные всадники Серебряный всадник
1995 Посинение в лице Боб
1996 Каннский мужчина Камея
1996 Слинг лезвие Frostee Cream парень

Появление самого себя

Год Имя Средняя Примечания
1983 Fräulein Berlin Художественный фильм
1991 Рыбалка с Джоном телевизионный сериал Джармуш появляется в «Эпизоде ​​1: Монток с Джимом Джармушем», в котором он и играет главную роль Джон Лурье охотиться на акулу
1994 Тигреро: фильм, который никогда не снимался Документальный
1995 Американское кино телевизионный сериал
1996 Пишущая машинка, винтовка и кинокамера Документальный
1997 ПОКОЙСЯ С МИРОМ. — Отдых в кусочках: портрет Джо Коулмана Документальный
1997 Мы ушли отсюда! видео Альтернативное название: Ramones
1997 Год Лошади Документальный Сопровождает гастроли группы Нила Янга и Crazy Horse
1998 Pop Odyssee 2 — Дом восходящего панка телевидение
1998 Божественный мусор Документальный
1998 От побережья космических призраков до побережья телевидение
1998 Ли Марвин: личный портрет Джона Бурмана ТВ специальный
1999 В дурном вкусе: История Джона Уотерса ТВ специальный Джармуш — интервьюируемый
2001 Губка Боб Квадратные Штаны телевизионный сериал Архивные кадры из Рыбалка с Джоном (Эпизод: «Хуки»)
2001 Кричащий Джей Хокинс: Я наложил на себя чары Документальный
2001 V.I.P. телевизионный сериал
2002 ¿Quién es Alejandro Chomski? Документальный
2002 Сосредоточьтесь на Джиме Джармуше телевидение
2003 Чаплин сегодня: король Нью-Йорка Документальный фильм
2003 Hollywood High Документальный фильм
2003 Ракеты Redglare! Документальный
2004 Канал Z: Великолепная одержимость Документальный фильм
2005 Кинотеатр Миль телевидение
2005 Раскопки Тейлор Мид Документальный
2005 Панк: Отношение Документальный фильм
2005 Журнал 2005 г. телевидение
2008 Джо Страммер: Будущее не написано Документальный Хроники жизни фронтмена The Clash Джо Страммера, который снялся в фильме Джармуша. Таинственный поезд (1989)
2008 Симпсоны телевидение Эпизод «Любой Сандэнс»
2008 40X15: Сорок лет двух недель директоров Документальный Фокусируется на Две недели директоров Каннского кинофестиваля
2009 Пустой город Документальный Охватывает движение подпольного кино Нью-Йорка
2009 Скучно до смерти телевизионный сериал Эпизод 3 «Дело о пропавшем сценарии». Джармуш дает Джонатану, главному герою, сценарий.
2014 Песня из леса Документальный Друг Луи Сарно
2019 The Raconteurs: Live at Electric Lady Концертный документальный фильм Интервью The Raconteurs

Здоровая отстраненность

По словам самого Джармуша, почти все его герои, так или иначе, — иностранцы. Они не особо понимают, что происходит вокруг них, и каковы обычаи и проблемы этой местности. И в этом значительная часть очарования его фильмов — его герои смотрят на Америку со стороны, как на картину.

Это умение — смотреть на все отстраненно — невероятно важное. Может быть, самое важное в жизни

Сам Джармуш тщательно и намеренно развивал в себе этот навык — это не какая-то там врожденная экзальтированность.

Все его герои получают просветление, когда овладевают этим умением. И Пес-призрак, и Мертвец, и Наемный Убийца, и даже герой Мюррея в «Сломанных Цветах» как бы сделали шаг назад в картинной галерее и благодаря этому смогли рассмотреть полотно жизни таким, каким оно задумано, а не пялясь в упор на отдельные детали, как это делают обыватели.

У-вэй Джармуша

Не особо известный факт: Джармуш угорает по древнему даосскому принципу «У-вэй», то есть «недеяние». Он считает, что важнее всего — принять вещи та­ки­ми, какие они есть, а не бороться с ними. Кроме того, нужно делать все так, чтобы не рвать ткань вселенной, принося хаос и сумятицу, а мягко и аккуратно двигаться вдоль нее. В этом ему как раз помогает уже упомянутое умение отстраненности. Он смотрит на мир как на большую картину и не делает ненужных движений.

Кроме того, Джармуш уже давно занимается тай-чи и цигуном, причем он не один из этих поехавших любителей осознанности и эзотерики, которые треплются о них направо и налево. Информацию об этом увлечении журналистам пришлось вытягивать из Джима клещами.

Говоря проще, Джармуш научился напрягаться там, где надо и никогда не напрягаться там, где не надо. Опять же, это навык, который дался ему тяжело, потому что изначально он был очень тревожным молодым человеком.

Лучшие фильмы Джима Джармуша

Первый фильм, в котором Джим Джармуш стал режиссером — Отпуск без конца 1980 года. Всего он снял более 17 фильмов.Средний рейтинг кинокартин режиссера: 7.2/10. Его лучшие работы:

Мертвец (1995)

 7.6

Dead Man
Вестерн, Фэнтези, Драма, Приключение
США, Германия, Япония

121 мин.

Уильям Блэйк – скромный бухгалтер из Кливленда. За короткий срок он потерял все самое дорогое – родителей, друзей, и любимую девушку. Поняв, что больше терять ему нечего, Уильям решает изменить свою жизнь. Он продает все, что у него было, и отправляется на Дикий запад, в маленький городок, чтобы спокойно доживать свой век на должности бухгалтера.
Но, прибыв на место, выясняется, что место, на которое он рассчитывал, уже занято. Главный герой в растерянности: он один в чужом городе, без денег, …

 Трейлер

 Фильм

Интересные факты:

Фильм был скверно принят как публикой, так и профессиональными критиками. Несмотря на звёздный актёрский состав, фильм с треском провалился в прокате. Более того, на премьере, состоявшейся в Каннах, «Мертвец» был освистан всеми без исключения. Критики писали, что этот фильм нельзя относить к искусству и что он не несет в себе ничего, кроме бездарности. Сейчас же данное кино считается безоговорочной классикой.

режиссер сценарист

Награды Каннский кинофестиваль: номинаций 1   Всего: побед 1, номинаций 3

Пес-призрак: Путь самурая (1999)

 7.5

Ghost Dog: The Way of the Samurai
Триллер, Драма, Криминал, Боевик
Франция, Германия, США, Япония

116 мин.

Когда-то давно Луи спас жизнь темнокожему юноше. Теперь юноша вырос и превратился в сильного и смелого мужчину с именем «Пес-призрак». Он не забыл своего спасителя, теперь как истинный воин, чтущий древний кодекс самурая, он вечно обязан служить Луи. Чем гангстер Луи и пользуется постоянно. Обязанности Пса-призрака входит убийство неугодных мафии людей.
Но однажды Пес-призрак неудачно справился с заданием и Луи решает избавиться от него. Теперь воин вынужден в одиночку сражаться за свою жизнь …

 Трейлер

 Фильм

режиссер продюсер сценарист

Награды Каннский кинофестиваль: номинаций 1   Всего: побед 1, номинаций 3

Выживут только любовники (2013)

 7.3

Only Lovers Left Alive
Мелодрама, Фэнтези, Драма, Комедия
Великобритания, Германия, Греция, Франция

123 мин.

Адам и Ева – древние вампиры, возраст которых исчисляется веками. За долгие годы жизни им успели наскучить все блага и прелести цивилизации, поэтому они стараются жить тихо и спокойно, не привлекая к себе лишнего внимания.
В отличие от других вампиров, Ева и Адам не убивают своих жертв, чтобы утолить жажду, а питаются донорской кровью. Не так давно пара рассталась: Адам обосновался в Детройте, где занялся сочинением музыки, а Ева поселилась в Танжере и окунулась в чтение поэзии.
Но случается …

 Трейлер

 Фильм

режиссер сценарист

Награды Каннский кинофестиваль: номинаций 1   Всего: побед 3, номинаций 13

Сломанные цветы (2005)

 7.2

Broken Flowers
Мелодрама, Детектив, Драма, Комедия
Франция, США

106 мин.

Однажды утром пожилой ловелас Дон Джонстон обнаруживает, что от него ушла очередная любовница – Шерри. Уже в который раз Дон остается один, и этим же утром находит среди почты любопытный розовый конверт.
В анонимном письме некая женщина сообщает Дону о том, что много лет назад родила от него сына. Сейчас парню уже 19, и он настолько загорелся желанием увидеть папу, что ушел из дома.
Дон показывает письмо своему другу Уинстону, и тот, будучи помешанным на детективах, предлагает ему навестить …

 Трейлер

 Фильм

Интересные факты:

Сочинил сценарий за 2,5 недели.

Написал главную роль специально для одного из своих любимых актеров Билла Мюррея.

Первоначально картина называлась «Мертвые цветы».

режиссер сценарист

Награды Каннский кинофестиваль: номинаций 1   Всего: побед 3, номинаций 6

С чего начать

Кадр из фильма «Сломанные цветы». 2005 год

С комедийной мелодрамы «Сломанные цветы», получившей в 2005 году Гран-при Каннского кинофестиваля. Картина посвящена французскому режиссеру Жану Эсташу, причисляемому к «новой волне». Его фильм «Мамочка и шлюха» (1973) назвали во Франции главным фильмом о событиях 1968 года, хотя никаких отголосков того бунтарского времени там не было — разве что ощущение потерянности, которое Джармуш вложил в своего героя. Главный герой картины — стареющий донжуан и преуспеваю­щий американский компьютерщик Дон Джонстон. Роль специально писалась для любимого джармушевского актера Билла Мюррея. Его внешняя невозмути­мость отвечает идеалу режиссера предельно лаконичной актерской игры, а умение сплавлять драматическое и комическое соответствует ироничному обыгрыванию жанро­вых стереотипов, которое так любит Джармуш и которое особенно заметно в этом фильме. 

Композиция фильма типична для Джармуша: он строится отдельными глав­ками-миниатюрами как путешествие героя в собственное прошлое, и главной интригой сюжета становится именно его внутреннее состояние, путь преодоле­ния отшельнического, замороженного существования, экзистенциального тупика. Четыре встречи с бывшими возлюбленными (в этих эпизодических ролях заняты Шэрон Стоун, Джессика Лэнг, Тильда Суинтон, Фрэнсис Конрой) не дают ответа на вопрос, который заставил Дона предпринять свою одиссею: кто из них мать его неожиданно объявившегося сына. Частные истории оста­ются недосказанными, как и фильм в целом, а герой, как это обычно бывает у Джармуша, остается на перепутье.

С кем работал Джармуш

Джим Джармуш на съемках фильма «Мертвец». 1995 год

Джим Джармуш увлечен разными тайными сообществами. Он даже сам учредил шуточное тайное обще­ство «Сыновья Ли Марвина», состоящее из людей, похожих на этого культового актера, игравшего крутых парней-одиночек. В эту компанию вошли, в частно­сти, Том Уэйтс, Джон Лури и Игги Поп, не раз снимавшиеся в его фильмах. Можно сказать, что и съемочная группа Джармуша составляет своего рода тайное общество. Джон Лури был инициатором идеи фильма «Более странно, чем в раю», он же написал музыку к фильму «Вне закона». Певец Том Уэйтс снимался в картинах «Вне закона», «Кофе и сигареты» и «Мертвые не уми­рают». Одним из постоянных коллаборантов Джармуша был нидерландский оператор Робби Мюллер с его минималистским почерком и пристрастием к черно-белому кино: вместе они сняли пять фильмов.

Не стесняться своего дилетантства

Еще один навык, который Джим Джармуш приобрел благодаря панк-року. В молодости, в НЬю-Йорке (в которых приехал на учебу из Огайо) он варился в очень творческой, но панковской тусовке. Все были одержимы творчеством — организовывали группы, снимали самопальные фильмы на 8-мм пленку, да даже просто рисовали на стенах. Вот, например, какую музыку он делал в 80-е:

Каждый раз, когда провинциал Джармуш спрашивал друзей: «Эй, да ты же даже не умеешь петь и играть на инструментах, как ты будешь выступать?», ему отвечали: «Да и хер с ним, научимся по ходу дела». Идея о том, что изначальная идея важнее мастерства, запала в душу Джима на всю жизнь. «Сначала сделать — потом посмотреть, лежит ли к этому душа или нет» — крайне недооцененный принцип в творчестве.

В итоге Джармуш попробовал себя в поэзии, музыке и, только потом, в режиссуре. Изначально он вообще мечтал стать писателем, но выяснилось, что лучше всего у него получается делать кино. Сам Джим честно признается, что поэт из него второсортный, да и музыка немного вторична.

Впрочем, осознание того, что в этих сферах он просто середнячок, не мешает ему играть музыку до сих пор. В молодости Джармуш играл в No Wave группе The Del-Byzanteens. А для фильма «Выживут только любовники» использовал музыку собственного проекта Sqürl. Так что в этой картине вы не только смотрите, но и слушаете Джармуша.

Джармуш — пижон.

Никакой неряшливой помятости — ни в личном имидже, ни в фильмах. Его работы всегда невозмутимы, остроумны, ироничны, каждый кадр — «с иголочки». Это видно даже по ранним, снятым за три копейки «Вечным каникулам» и черно-белому «Страннее рая». (Кстати, для «Рая» пленку подкинул Вим Вендерс — это были остатки, не использованные на съемках «Положения вещей». Джармуш всегда умел заводить полезные знакомства с великими — от Николаса Рея, у которого работал ассистентом, до легенд вроде Игги Попа).

Конечно, можно сказать, что это постарался начинающий оператор Том ДиЧилло, но Джармуш его слил уже на своем третьем фильме «Вне закона» (Down by Law) и стал работать с великим немцем Робби Мюллером. ДиЧилло не обиделся и в своей первой режиссерской работе «Джонни Замша» даже придал легкое внешнее сходство с Джармушем Брэду Питту, который сыграл главную роль. И это тоже может раздражать: других режиссеров красавчик Питт не имитировал, только Джиму повезло.

Биография

Джим Джармуш – яркая звезда, представляющая независимый кинематограф Америки. Фильмы «Отпуск без конца», «Более странно, чем в раю», «Мертвец» стали классикой андеграундного кино.

Джармуш родился в январе 1953 года в штате Огайо, в городке Акрон. Отец работал в автомобильной сфере, в компании B.F. Goodrich Company по изготовлению шин. Мать мальчика получила диплом журналистки, освещала новости шоу-бизнеса и кино.

Актер Джим Джармуш

Еще в школьные годы наметилась склонность юноши к гуманитарным наукам. Поэтому в 1971 году Джим поступил в Чикагский Северо-Западный университет, где выбрал журналистику. Но уже через год понял, что литература влечет его больше всего. Поэтому молодой человек меняет специализацию на углубленное изучение английской литературы и уезжает в Париж.

В Париже Джима Джармуша настигло новое увлечение: кинематограф. Отправной точкой стало посещение Французской синематики. Просмотр десятков французских фильмов оказывает сильнейшее впечатление на молодого литератора. После возвращения на родину Джим получает степень бакалавра по литературе, но кинематограф становится приоритетом.

Джим Джармуш

Любовь к кино привела Джима Джармуша в Нью-Йоркский университет, где находится знаменитая киношкола.

Выживут только любовники

Only Lovers Left Alive | 2013 год

Фильм с невероятной, неповторимой атмосферой, который рекомендуется к просмотру темным осенним вечером под бокал красного вина. Немного мрачноватый, тянучий и обволакивающий, он заставит с головой погрузиться в размеренную жизнь Адама и Евы – двух вампиров, живущих на Земле уже не одну сотню лет.

Адам живет в Детройте, занимается музыкой и мечтает о смерти. Ева живет в другом городе и отправляется к любимому, чтобы вытянуть его из депрессии. Встретившись, они наслаждаются друг другом, но идиллию нарушает внезапное появление младшей сестры Евы, которое станет поводом для новых проблем.

Семь классических кадров из фильмов Джармуша

1 / 7

Кадр из фильма «Более странно, чем в раю». 1984 год

Три силуэта разобщенных людей, ищущих путь в пустом холодном пространстве.

The Samuel Goldwyn Company

2 / 7

Кадр из фильма «Вне закона». 1986 год

Один из самых поэтичных кадров, снятых Робби Мюллером для фильма Джармуша. Несмотря на общий план, мы отчетливо видим каждую деталь, включая небритость героев.

Island Pictures

3 / 7

Кадр из фильма «Таинственный поезд». 1989 год

На американском Юге иностранцы-японцы одновременно видят буйство природы, подчеркнутое цветом, и упадок провинции.

Orion Classics

4 / 7

Кадр из фильма «Мертвец». 1995 год

Зритель не понимает, наблюдает ли он за реальными приключениями Блейка на Диком Западе или это видения счетовода во время агонии?

Miramax Films

5 / 7

Кадр из фильма «Сломанные цветы». 2005 год

Одиночество и ощущение потерянности у Джармуша испытывают не только люмпены-изгои, но и успешные, состоявшиеся люди.

Focus Features

6 / 7

Кадр из фильма «Патерсон». 2016 год

Иранская актриса Голшифте Фарахани в роли Лоры, жены Патерсона. В этом кадре она косплеит картину кубиста Хуана Гриса, любимого художника Уильяма Карлоса Уильямса, «». 

Amazon Studios

7 / 7

Кадр из фильма «Выживут только любовники». 2013 год

В кабинете Адама мы видим портреты тех, чье творчество создало Джима Джармуша как автора — от Иоганна Себастьяна Баха и Франца Шуберта до Тома Уэйтса и Игги Попа, от Эдгара Аллана По и Франца Кафки до Шарля Бодлера и Уильяма Бэрроуза; от Бастера Китона и Луиса Бунюэля до Николаса Роуга, Аки Каурисмяки и многих-многих других.

Pandora Film

Джармуш и музыка

Year of the Horse / Год лошади, 1997dir. Jim Jarmusch

Джармуш у Джармуша в документальном фильме о концертном туре Нила Янга и его группы Crazy Horse в 1996 году.

Screamin’ Jay Hawkins: I Put a Spell on Me / Я себя заколдовал, 2001dir. Nicholas Triandafyllidis

Документальная картина о мастере блюза Скримине Джей Хокинсе, чью карьеру Джармуш невольно перезапустил в 1984-м году, взяв в саундтрек «Более странно, чем в раю» легендарный хит I Put a Spell on You.

Punk: Attitude / Угол зрения: История панк-рока, 2005dir. Don Letts

Суховатый путеводитель по панк-року, с многими героями которого Джим дружит.

Joe Strummer: The Future Is Unwritten / Джо Страммер: Будущее неизвестно, 2007dir. Julien Temple

И снова панк: выдающийся док о вокалисте The Clash.

Hot Sugar’s Cold World / Холодный мир Hot Sugar, 2015
dir. Adam Bhala Lough

Молодой музыкант из Нью-Йорка ищет идеальный звук, исследуя самые странные закоулки города. В процессе находит Джима Джармуша и просит его сыграть барабанную партию на айфоне.

Решай проблемы сообразно времени и местным обычаям

А вот это — навык скорее практический, чем мировоззренческий. Однажды, во время съемок «Пса-призрака», к съемочной площадке подошли местные черные гангстеры. Они не пытались наехать или ограбить — просто это был их район, а Джармуш, который по их представлениям «мутил тут свои дела и не договорился», поступил нехорошо.

Джим не испугался, отошел перетереть с главным на равных и договорился. Причем договорился вежливо, но не теряя достоинства — сказал, что в фильме будет Форест Уитакер и музыка RZA, так что их район прославится. С этого момента гангстеры сами взялись охранять съемочную площадку — увидели в Джармуше простого парня, который умеет разговаривать с простыми парнями, а не напыщенного голливудского сноба.

Другой похожий случай едва не закончился для Джармуша и его друга, не менее великого Тома Уэйтса, тяжкими телесными. Уэйтс заехал за Джармушем в Маленькую Италию, где тот жил. На выходе из квартала он начал сигналить автомобилям, которые загородили проезд и поливать водителей самыми грязными словами. Чего Уэйтс не знал, так это того, что перед ним верхушка известной мафиозной семьи Гамбино. Джим обитал прямо у их базы, постоянно видел их и прекрасно знал, чем это может закончиться.

Конфликт разрешился бескровно — бандиты были чем-то заняты и не стали нападать на Уэйтса. Но после Джармуш объяснил Тому, что он, конечно, звезда, но у них на районе так не делается. Здесь, как и везде, есть некоторые негласные правила, которые очень полезно знать.

Джармушу плевать на социальные проблемы.

Его последний на сегодняшний день фильм «Патерсон» — пик возмутительной асоциальности. Главный герой Патерсон — водитель автобуса. Так ведь нет, чтобы про профсоюзы и борьбу за достойную жизнь! Напротив, Джармуш гнет свою линию, делает водилу поэтом-любителем и блещет эрудицией, выбирая местом действия родину поэта-классика Уильяма Карлоса Уильямса и проводя высоколобые параллели с художником Жаном Дюбюффе, работавшим метеорологом на Эйфелевой башне. Где настоящая, с грязью и кровавым потом, жизнь? Что за травоядные персонажи? И ведь таких Джармуш отстаивает с самого начала карьеры.

По поводу не менее пассивного героя «Вечных каникул» журналисты интересовались, мол, где конфликт с враждебной средой — как принято у других. А Джармуш в ответ: «В фильмах, о которых вы говорите, всегда присутствуют насилие и жестокость, и герои, выброшенные в этот опасный мир, сами становятся безжалостными. У меня ничего этого нет. Не потому, что я против насилия в кино. Просто я хочу, чтобы зрителю ничто не мешало наблюдать за внутренней жизнью героя, жизнью в духовной сфере». Прелестно.

Кофе, сигареты, музыка

Джармуш начал карьеру в 80-х, снимая исключительно в чёрно-белом цвете и уже тогда создавая странных, даже чудаковатых персонажей. Тогда же он затеял короткометражку «Кофе и сигареты», которая со временем превратилась в целый альманах с признанием в любви к крепкому напитку и вредной привычке, знакомой миллионам людей по всему миру. Уже в малой форме режиссёр продемонстрировал визуальный вкус, изящно работая с симметрией и даря зрителям запоминающиеся кадры, за счёт которых Джармуш добивается атмосферы и по сей день.

Тогда же наметилась и другая тенденция в фильмах кинематографиста из Огайо – музыка как основная движущая сила в повествовании. Несмотря на то, что в диалогах Джармуш всегда был хорош (помимо прочего он ещё и сценарист), часто его идеи, мысли его персонажей выражаются через музыку Тома Уэйтса, Нила Янга, RZA или Джона Лури, а порой он и сам помогает в создании музыкального обрамления своих работ.

Джармуш в роли Джармуша

Fishing with John / Рыбалка с Джоном, 1991dir. John Lurie

Замечательный сериал Джона Лури о рыбалке, в которой он ничего не смыслит. Зато смыслит в гостях: помимо Джармуша (Джармуша и акул, точнее) в его шоу участвовали Уиллем Дефо, Деннис Хоппер, Том Уэйтс и Мэтт Диллон.

The Typewriter, the Rifle & the Movie Camera / Пишущая машинка, винтовка и кинокамера, 1996dir. Adam Simon

Малоизвестная документалка о режиссере Сэмюэле Фуллере, авторе «Шокового коридора», без которого не было бы Нового Голливуда и много чего еще. Джармуш в приятной компании Квентина Тарантино, Мартина Скорсезе и Тима Роббинса.

Divine Trash / Священный трэш, 1998dir. Steve Yeager

Документальный фильм о Prince of Puke Джоне Уотерсе («Розовые фламинго»), чье творчество Джармуш всегда ценил.

Blank City / Пустой город, 2010dir. Celine Danhier

Документальная лента о независимом кино Нью-Йорка конца 70-х, Джармуш на правах активного участника событий. Три звезды от Роджера Эберта.

Bored to Death / Убить скуку, (сериал 2009–2011)dir. Adam Bernstein, Michael Lehmann

Обаятельный сериал на необаятельную тему — взлеты и падения начинающего бруклинского писателя (Джейсон Шварцман), работающего в хипстерском журнале, дабы не сгинуть с лица Земли от голода. Джармуш появляется в третьей серии первого сезона, хвалит книгу главного героя и катается по кругу на велосипеде.

Cannes Man / Человек Канн, 2011dir. Richard Martini

У каждого хоть раз в жизни случался свой direct-to-DVD фильм, в том самом, икононическом смысле. Иногда это сопровождается травмами, иногда неожиданной радостью и терапевтическим смехом. Джармуш отделался ролью самого себя в малоудачной комедии «Человек Канн» про ушлого продюсера, который выдавал шофера из Нью-Йорка за кинозвезду.

Трудно понять ход мыслей человека, который посчитал, что Каннский фестиваль — это весело. С другой стороны, в каком еще фильме можно увидеть вместе Ллойда Кауфмана, Джеймса Бролина, Джона Малковича, Джонни Деппа, Бенисио Дель Торо, Денниса Хоппера и Харви Вайнштейна (этого, впрочем, мы нескоро где-то еще увидим).

Uncle Howard / Дядя Говард, 2016dir. Aaron Brookner

Документалист Аарон Брукнер отдает дань уважения своему дяде Говарду, который в 1983-м году снял фильм о жизни и творчестве писателя Уильяма Берроуза (Джармуш писал на этой картине звук).

Boom for Real: The Late Teenage Years of Jean-Michel Basquiat / Баския: Взрыв реальности, 2017dir. Sara Driver

Увлекательный рассказ об одном из самых известных представителей неоэкспрессионизма, снятый блестящей документалисткой Сарой Драйвер, с которой когда-то Джармушу повезло связать свою жизнь.

Sukita / Сукита, 2018dir. Hiromi Aihara

Документальная картина о знаменитом фотографе Суките Масаеши, который снимал Дэвида Боуи, Игги Попа и работал оператором на фильме «Бросай читать, собираемся на улицах!».

Why Are We Creative: The Centipede’s Dilemma / Почему мы креативны?, 2018dir. Hermann Vaske

Режиссер Герман Васке изучает природу идей, приставая с вопросом, вынесенным в название фильма, к разным талантливым людям, в том числе и к Джармушу. Среди других респондентов — Дэвид Боуи, Дэвид Линч, Умберто Эко, Марина Абрамович.

Предел контроля

The Limits of Control | 2008 год

Флегматичный, размеренный и безумно интригующий триллер, основной посыл которого становится понятным только в самом конце. Всё вполне в духе Джима Джармуша, не желающего снимать «традиционное» и удобоваримое кино и всё время ищущего новые формы.

В центре сюжета чернокожий профессионал с непроницаемым лицом и без имени. Он оказался на незнакомой ему земле – в Испании, и методично движется к своей цели, смысл которой зрителю не раскрывается. На протяжении всего пути ему встречаются разные эксцентричные персонажи, с которыми он обменивается несколькими туманными репликами и спичечными коробками.

Мертвец

Dead Man | 1995 год

Очень интересный и немного странный фильм в жанре вестерн с Джонни Деппом в главной роли и мощным философским посылом.

Потеряв родителей, молодой и неудачливый бухгалтер Уильям Блейк приезжает на Дикий Запад в надежде найти здесь работу. Не успел он освоиться, как вдруг оказался в трудном и опасном положении – на героя объявили охоту, обещая 500 долларов за его голову.

Столкнувшись со смертью лицом к лицу, Блейк перерождается и сам превращается в жестокого и хладнокровного убийцу. Теперь его голова стоит еще дороже, а поймать его еще сложнее, ведь за собой он оставляет горы трупов всех, кто попытался к нему приблизиться.

Любите города как любимых женщин, а женщин — как любимые города

Очень странное и во многом непонятное правило. Но, раз уж это Джармуш, к нему стоит прислушаться. Очевидно, он имеет в виду, что город, в котором ты живешь, во-первых, нужно выбрать самому, а, во-вторых, любить его страстно и всей душой.

С женщинами же, судя по всему, начинает работать все тот же принцип отстраненности. Восхищаться ими со страстью картографа и жить с полным пониманием того, что пытаться изменить их — бесполезно. «Я люблю потеряться в городе и пытаться найти дорогу обратно. Я видел так много удивительных вещей просто поступя так. Крохотные детали жизни», — говорит Джармуш.

Джармуш — медленный.

Его фильмы лишены намека на суету; разве что в двух неортодоксальных роуд-муви — «Сломанных цветах» и «Пределе контроля» — Джармуш позволяет намек на какую-то динамику, в остальных же работах ну никуда не торопится. Это, понятное дело, тоже часть фирменной крутости, но неподготовленный народ зевает (а сам-то, а сам-то никогда свое кино не пересматривает!). Бескомпромиссным образом неприязнь к Джармушу сформулировала драматург Нина Беленицкая в пьесе «Я умер в прошлом году»:

«Коля выходит. В комнате несколько парочек танцуют медленный танец. Он садится на диван. Там уже сидит девушка — Таня. Коля на нее не смотрит. В комнате темно.

Таня. Похоже на сцену из этого, Джармуша.

Коля. «Более странно, чем в раю».

Таня. Точно, блин. Ненавижу Джармуша.

Коля. Правда? Я тоже.

Таня. Он вы********* (выпендривается), а я должна типа вставать на цыпочки, чтоб понять. А я и так умная.

Коля. Вот, кстати, совершенно согласен. Просто в яблочко.

Таня. Ну, круто, чувак! А давай назовем по пять фильмов, ну, самых-пресамых вообще, которые типа, ну, вскрыли мозг и все такое, и это будет как бы шкалой совпадений. В случае трех из пяти я тебя засосу».

Джармуш — сноб.

Никто не позволял себе такого высокомерия по отношению к обывателям, как он в вампирской сказке «Выживут только любовники». Это надо же — сделать романтическими героями вечно живых эстетов-кровососов и противопоставить их простым смертным, которых в фильме называют «зомби» (и это сравнение не в пользу людей). Нет, Джармуш может иногда польстить рабочему классу, но с такими оговорками, что лучше бы и не пытался. Как в интервью критику Джонатану Розенбауму: «Однажды в Риме мы с Роберто Бениньи зашли пообедать в дешевую столовую. Сели за длинный стол, рядом — дорожные рабочие в синих комбинезонах, и Роберто завел с ними разговор — о Данте, Ариосто и итальянских поэтах ХХ века. Знаете, если вы приедете в какой-нибудь сраный Вайоминг, зайдете в бар и у вас случайно вырвется слово «поэзия» — сразу получите пулю в задницу. Такова Америка. Даже не знаю, стоит ли мне сейчас лицемерно заявлять: «но встречаются редкие исключения, на которые мы и должны равняться».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector